Основания возникновения трудовых отношений
По общему правилу трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с правилами, установленными Трудовым кодексом. Но кроме данного способа трудовым законодательством предусмотрены и иные основания возникновения таких отношений. Что это за основания, расскажем в данной статье.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работодателем и работником о личном выполнении последним за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Сторонами трудовых отношений являются работник (физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем) и работодатель (физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры).
Трудовые отношения всегда возникают на основании трудового договора, который может заключаться на основании различных обстоятельств. Чаще всего трудовой договор заключается по соглашению сторон. Однако он может быть заключен и в результате (ст. 16 ТК РФ):
— избрания на должность;
— назначения на должность или утверждения в должности;
— избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
— направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;
— судебного решения о заключении трудового договора;
— фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Напомним, что трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).
Рассмотрим подробнее названные выше причины заключения трудового договора, а следовательно, и возникновения трудовых отношений.
Трудовые отношения в результате избрания на должность
Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции (ст. 17 ТК РФ). Поэтому избрание на должность может стать основанием для возникновения трудовых отношений как в учреждениях, финансируемых из бюджетов различных уровней, так и в коммерческих предприятиях.
Примечание. Трудовая функция — работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 57 ТК РФ).
Не всегда избрание на должность влечет за собой заключение трудового договора. Например, трудовые отношения не возникают в случае избрания граждан депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, так как гражданин, будучи избранным в качестве представителя населения страны, исполняет обязанности по депутатской должности не в интересах и не под руководством какого-либо работодателя (которого в данном случае нет), а в интересах всего общества.
Поскольку сама ст. 17 не устанавливает перечень должностей с определенной трудовой функцией, для которых необходима процедура избрания, следует обратиться к законам или иным нормативным актам, определяющим выборный порядок замещения определенных должностей. Назовем некоторые законы, которыми данное основание вступления в трудовые отношения определено для руководителей юридических лиц различных форм собственности, так как исполнение трудовых обязанностей предполагает осуществление функций единоличного исполнительного органа юридического лица.
1. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» — единоличный исполнительный орган акционерного общества, как правило, избирается на общем собрании акционеров, а в случаях, предусмотренных уставом, решение этого вопроса может быть включено в компетенцию совета директоров либо наблюдательного совета общества.
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» — руководитель избирается общим собранием участников общества (ст. 40).
3. Федеральный закон от 19.07.1998 N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» — руководитель предприятия избирается общим собранием акционеров общества.
4. Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» — председатель правления кооператива избирается общим собранием членов кооператива.
5. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» — ректоры государственного или муниципального высшего учебного заведения избираются в порядке, установленном уставом такого высшего учебного заведения.
Отметим, что возникновение трудовых отношений в результате избрания на должность может быть предусмотрено не только законами, но и уставами или локальными нормативными актами работодателя, поскольку каких-либо ограничений по категориям работников, относительно которых может применяться такой порядок возникновения трудовых отношений, трудовое законодательство не содержит.
Избрание по конкурсу
Статьей 18 ТК РФ установлено, что трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
Случаи и порядок возникновения трудовых отношений на основании трудового договора в результате избрания на должность по конкурсу могут быть установлены законом или иными нормативными правовыми актами. Однако есть случаи, когда проведение конкурса обязательно предшествует заключению трудового договора.
Так, в соответствии с требованиями ст. 332 ТК РФ заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Если с научно-педагогическим работником заключен бессрочный трудовой договор, конкурс все равно должен проводиться не реже раза в пять лет.
Кроме этого, конкурс должен проводиться для замещения должностей научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров, подведомственных Российской академии наук. Положение о проведении конкурса для замещения названных должностей утверждено Приказом Минобрнауки РФ, Минздравсоцразвития РФ и РАН от 23.05.2007 N 145/353/34.
Научно-педагогические работники также заключают трудовые договоры по результатам конкурса, положение о проведении которого утверждено Приказом Минобразования РФ от 26.11.2002 N 4114.
Для работников отдельных категорий порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности устанавливается постановлениями Правительства РФ или указами Президента РФ. Это руководители федеральных государственных унитарных предприятий, государственные гражданские служащие.
Назначение на должность или утверждение в ней
Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации (ст. 19 ТК РФ).
На практике работники в основном назначаются на должности в государственных органах, например, в прокуратуре или государственных предприятиях. В соответствии со ст. 128 Конституции РФ судьи Конституционного суда, Верховного суда, ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Но акт назначения требуется не только в госструктурах. Например, согласно ст. 55 ГК РФ руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Процедуры назначения на должность определяются учредительными документами и иными локальными нормативными актами.
Направление на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты
В силу ст. 13 Закона РФ от 19.04.1998 N 124-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. Некоторые федеральные законы обязывают работодателя заключить трудовой договор с работниками, направленными органами местного самоуправления в счет установленной квоты. Так, на основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Такая квота в силу ст. 21 данного закона устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников законодательством субъекта РФ и не может быть менее 2 и более 4%. Например, Законом Нижегородской области от 26.12.2007 N 191-З «О квотировании рабочих мест» для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, и работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, установлена квота в размере 3% от численности организации.
Примечание. Квота на трудоустройство инвалидов устанавливается в организациях с численностью более 100 человек.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять для их трудоустройства рабочие места, создавать инвалидам условия труда согласно их индивидуальной программе реабилитации и требованиям законодательства РФ.
Отметим, что от квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Обратите внимание! За отказ принять на работу инвалида в счет установленной квоты на работодателя может быть наложен административный штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
Также работодатель обязан трудоустроить:
— лиц, страдающих психическими расстройствами (ст. 16 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);
— работников моложе 18 лет при совмещении ими работы с обучением (ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»);
— другие категории лиц в соответствии с действующим законодательством.
Судебное решение о заключении трудового договора
По нормам ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан в письменной форме сообщить причину отказа. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
В соответствии со ст. 391 ТК РФ индивидуальный трудовой спор об отказе в приеме на работу относится к компетенции мировых судей и рассматривается непосредственно в судах. Результатом рассмотрения такого спора может стать решение судьи о заключении трудового договора.
Фактическое допущение сотрудника к выполнению работ
Согласно ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
В пункте 12 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указано: если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ст. 67 ТК РФ). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (статья 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.