Особенные работники

работники

Российское законодательство в сфере труда и социальной защиты предоставляет отдельным категориям граждан определенные пакеты гарантий и компенсаций. Мы уже писали о некоторых из них. К этим категориям граждан относятся и инвалиды. Помимо денежных выплат и ряда предусмотренных законодательством льгот, они имеют право на приоритетное и обязательное трудоустройство.

Про инвалидность

Определение понятия «инвалид» содержит Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» . Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Сообразно ограничениям жизнедеятельности назначаются группы инвалидности или устанавливается категория «ребенок-инвалид». Нас, конечно же, интересует первое.

Признание человека инвалидом осуществляется по правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» , и основывается на результатах медико-социальной экспертизы. По результатам экспертизы устанавливают степень ограничения жизнедеятельности и реабилитационный потенциал инвалида. Первоначально инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. В дальнейшем — спустя 4 и 2 года соответственно, в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма или при наличии заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма по установленному перечню. Конечно, инвалидность без срока переосвидетельствования может быть установлена изначально, если указанные выше условия соблюдаются на момент направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Экспертиза, напомним, проводится соответствующим бюро по заявлению гражданина при наличие направления, выданного лечебно-профилактическим учреждением. По результатам экспертизы составляется соответствующий акт, а лицо, признанное инвалидом, получает на руки справку, подтверждающую факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации. Оба документа, которые в нашем случае окажутся у работодателя и будут определять требования к рабочему месту для инвалида, должны соответствовать Приказам Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н  и от 04.08.2008 N 379н  .

Индивидуальная программа реабилитации инвалида — это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Для органов государственной власти и организаций она является обязательной для исполнения.

В контексте статьи нас более всего интересуют технические средства реабилитации:

— специальные средства для самообслуживания;

— специальные средства для ухода;

— специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;

— специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;

— протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);

— специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;

— специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Как правило, использование тех или иных технических средств реабилитации диктует требования к рабочим местам инвалидов.

Основные гарантии инвалидам состоят в обеспечении их прав на беспрепятственный доступ к информации, объектам социальной инфраструктуры, образованию, обеспечении их жилой площадью и трудоустройстве.

В июле 2013 года Владимир Путин подписал Федеральный закон, установивший обязанность принимать инвалидов на предприятия среднего бизнеса в рамках установленных региональным законодательством квот. Рабочие места для инвалидов пришлось создавать предприятиям, на которых трудится от 35 до 100 человек. До этого момента квотирование рабочих мест для инвалидов регламентировалось региональным законодательством и подзаконными актами. В течение года с момента принятия изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» шла работа по обеспечению механизма реализации указанных положений. Сначала был принят ряд законов субъектов Российской Федерации, затем была введена ответственность за отказ в приеме на работу инвалидов, после разработаны требования к рабочим местам для инвалидов и перечень профессий, овладев которыми, инвалид становился наиболее конкурентоспособен на рынке труда.

Про квоты

Статья 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предписывает необходимость работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

Во исполнении предписаний закона в ряде субъектов Российской Федерации были приняты либо внесены изменения в ранее действовавшие законы:

— Закон ЕАО от 24.02.2005 N 452-ОЗ «О размере квоты для приема на работу инвалидов на территории Еврейской автономной области» ,

— Закон Республики Калмыкия от 01.04.2011 N 262-IV-3 «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» ,

— Закон Карачаево-Черкесской Республики от 10.07.2013 N 40-РЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике» ,

— Закон Республики Коми от 28.11.2013 N 111-РЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Коми» ,

— Закон Московской области от 25.04.2008 N 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» ,

— Областной закон Новгородской области от 05.11.2004 N 327-ОЗ «Об установлении на территории Новгородской области квоты для приема на работу инвалидов» ,

— Закон Саратовской области от 28.02.2005 N 20-ЗСО «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» ,

— Закон Ульяновской области от 27.04.2009 N 41-ЗО «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области» ,

— Закон Челябинской области от 27.03.2003 N 143-ЗО «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области» и другие.

Размер квот, как правило, устанавливается региональным правительством и варьируется от региона к региону. Для предприятий, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, он составляет 1% (Московская область), 2% (Республика Коми) и 3% (Еврейская автономная область), для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, — 2% (Пермский край, Москва), 3% (Воронежская область) и 4% (Ростовская область). Количество рабочих мест, подлежащих квотированию, работодатель исчисляет, как правило, самостоятельно ежеквартально или ежемесячно.

В абсолютном выражении число мест на предприятии, на которых должны работать инвалиды, составляет от 1 до 3 для работодателей, численность сотрудников которых от 35 до 100 человек, и от 4% и более для работодателей, численность сотрудников которых превышает 100 человек.

В ряде субъектов Российской Федерации квотирование рабочих мест для среднего бизнеса не предусматривается, в ряде заявлено в качестве «спящего» положения закона, поскольку соответствующее постановление регионального правительства так и не было принято.

Наиболее конкурентоспособные профессии и группы профессий для инвалидов

Автоматчик игольно-платинных изделий

Автоматчик картонажного производства

Агент

Архивариус

Банщик

Библиотекарь

Бухгалтер

Видеотекарь

Весовщик

Весовщик-счетчик

Вышивальщик(ца)

Вязальщик схемных жгутов, кабелей и шнуров

Гравер

Градуировщик

Делопроизводитель

Декоратор витрин

Диспетчер

Доводчик-притирщик

Дозиметрист

Живописец

Закройщик

Изготовитель

Измеритель

Инспектор

Киномеханик

Культорганизатор

Ковровщица

Кондитер

Контролер

Концертмейстер

Комплектовщик

Кружевница

Лаборант

Лектор (экскурсовод)

Литейщик пластмасс

Лифтер

Маникюрша

Медицинская сестра по массажу

Медицинский регистратор

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Наборщик на наборно-печатающих машинах

Налоговый инспектор

Намотчик

Обдирщик алмазов

Обработчик

Огранщик алмазов в бриллианты

Обувщик

Озеленитель

Оператор акустических испытаний

Оператор заправочных станций

Оператор теплового пункта

Оператор диспетчерской службы

Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

Операционист банка

Организатор путешествий

Повар

Портье

Переводчик рисунков

Печатник циферблатов

Переплетчик (документов)

Портной

Приемщик заказов

Прессовщик изделий из пластмасс

Программист

Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры

Распределитель работ

Распильщик алмазов

Резчик

Ремонтировщик респираторов и противогазов

Ретушер

Руководитель кружка (коллектива, секции)

Садовник

Сборщик

Сестра-хозяйка

Секретарь (-машинистка)

Склейщик-окрасчик очковых оправ из пластмасс

Слесарь механосборочных работ

Слесарь-сборщик

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Статистик

Станочник жестяно-баночного оборудования

Столяр

Смотритель музейный

Сортировщик

Сторож (вахтер)

Суфлер

Счетовод

Таксировщик

Топограф

Учитель

Упаковщик изделий

Фасовщица

Фильмотекарь

Фонотекарь

Фототекарь

Фотограф

Хранитель фондов

Художник

Цветовод

Часовщик

Чертежник

Чертежник-конструктор

Швея

Штамповщик

Экспедитор

Электромонтажник

Ювелир

Юрист

Про требования

22 апреля 2014 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 19.11.2013 N 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» , устанавливающий технические и технологические требования к рабочему месту, необходимые для выполнения инвалидом своих трудовых функций. Согласно ему оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности. При разработке программы оборудования рабочих мест работодатель опирается на сведения из программы реабилитации инвалида, характер исполняемой им трудовой функции и технологических процессов на рабочем месте. Приказ устанавливает типовые требования по оснащению рабочих мест для инвалидов по тем или иным функциональным нарушениям.

Для инвалидов по зрению — слабовидящих с учетом выполняемой трудовой функции предусматривается оснащение специального рабочего места общим и местным освещением, обеспечивающим беспрепятственное нахождение инвалидом своего рабочего места и выполнение трудовых функций, видеоувеличителями, лупами; в случае если трудовые функции инвалидов по зрению — слабовидящих предполагают работу с использованием компьютерной техники — оснащение специального рабочего места адаптированными видеодисплеями, программными средствами для контрастирования и укрупнения шрифта с учетом международного стандарта доступности веб-контента и веб-сервисов, принтерами для печати крупным шрифтом.

Для инвалидов по зрению — слепых с учетом выполняемой трудовой функции предусматривается оснащение специального рабочего места тифлотехническими ориентирами и устройствами, с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта Брайля, акустическими навигационными средствами, обеспечивающими беспрепятственное нахождение инвалидом своего рабочего места и выполнение трудовых функций; озвучивание визуальной информации с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных тифлотехнических средств функционального назначения, обеспечивающих возможность выполнения работы без зрительного контроля; оснащение специального рабочего места средствами для письма рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтом, в том числе грифелями, тетрадями и блокнотами для письма рельефно-точечным шрифтом, приборами для письма шрифтом Брайля, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Для рабочего места, предполагающего работу на компьютере, необходимо оснащение его специальным компьютерным оборудованием и оргтехникой с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта Брайля (дисплей Брайля и клавиатура Брайля), озвучивания визуальной информации на экране монитора с использованием специальных аппаратных и программных средств, в том числе адаптированного тактильного дисплея и аудиодисплея (синтезатора речи).

Для инвалидов по слуху — слабослышащих необходимо оборудование специального рабочего места звукоусиливающей аппаратурой, телефонами громкоговорящими.

Для инвалидов по слуху — глухих оборудование специального рабочего места визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые сигналы в текстовую бегущую строку, для беспрепятственного нахождения инвалидом своего рабочего места и выполнения работы; для рабочего места, предполагающего работу на компьютере, — оборудование специального рабочего места визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые сигналы в текстовую бегущую строку.

Кстати. Московское трехстороннее соглашение на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей предусматривает обязанность работодателей:

А) обеспечивать безвозмездное предоставление услуг переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) в организациях, использующих труд инвалидов по слуху, из расчета 1 переводчик жестового языка на каждые 15 человек работающих.

Б) обеспечить установление должностных окладов переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков), старших инструкторов-переводчиков, работающих в организациях, использующих труд инвалидов по слуху, не ниже размера средней заработной платы в данной организации.

В) обеспечить установление должностных окладов инструкторов-переводчиков по обслуживанию слепых работников (работников социальных отделов организаций, сопровождающих), работающих в организациях, использующих труд инвалидов по зрению, не ниже размера средней заработной платы в данной организации.

Для инвалидов с одновременным нарушением функции зрения и слуха — слепоглухих предусматривается оснащение специального рабочего места тактильными тифлотехническими устройствами для беспрепятственного нахождения инвалидом с одновременным нарушением функции зрения и слуха — слепоглухим своего рабочего места и выполнения работы, электронными тифлотехническими средствами функционального назначения, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного и слухового контроля; для рабочего места, предполагающего работу на компьютере, — оснащение специального рабочего места тифлотехническими устройствами, устройством телетайпной связи, подсоединяемым к брайлевскому дисплею, тифлоорганайзером, с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных тифлотехнических средств функционального назначения, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного и слухового контроля. По соглашению сторон трудовых отношений возможно получения инвалидом услуг тифлосурдопереводчика на специальном рабочем месте.

Специальные рабочие места для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата оборудованием, обеспечивающим реализацию эргономических принципов (максимально удобное для инвалида расположение элементов, составляющих рабочее место), механизмами и устройствами, позволяющими изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение сиденья рабочего стула по высоте и наклону, угол наклона спинки рабочего стула, оснащение специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, специальными приспособлениями для управления и обслуживания этого оборудования, а также устройствами для захвата и удержания предметов и деталей, компенсирующими полностью или частично либо замещающими нарушения функций и (или) структур организма, а также ограничения жизнедеятельности инвалидов. При работе на компьютере необходимо оснащение специального рабочего места специальными механизмами и устройствами, позволяющими изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение сиденья рабочего стула по высоте и наклону, угол наклона спинки рабочего стула, оснащение специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, в случае необходимости — специальной клавиатурой, специальной компьютерной мышью различного целевого назначения.

Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, специальное рабочее место оснащается оборудованием, обеспечивающим возможность подъезда к рабочему месту и разворота кресла-коляски. Пространство под элементами оборудования должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске. Для рабочего места, предполагающего работу на компьютере, необходимо использовать мебель, пространство под элементами которой должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске.

Необходимо заметить, что если ваше предприятие в рамках квотирования создает более 15 рабочих мест, оборудованных согласно указанным выше требованиям, такие рабочие места должны также соответствовать санитарным правилам 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», а само предприятие будет считаться специализированным предприятием, на котором, в том числе, осуществляется целенаправленная работа по социальной, профессиональной и медицинской реабилитации инвалидов. Согласно санитарным правилам условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида. Показанными условиями для трудоустройства инвалидов являются:

— оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим (шум, вибрация, инфразвук, электромагнитные излучения, пыль, микроклимат), химическим (вредные вещества, вещества-аллергены, аэрозоли и др.) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам;

— работа с незначительной или умеренной физической, динамической и статической нагрузкой, в отдельных случаях с выраженной физической нагрузкой;

— работа преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела, в отдельных случаях — стоя или с возможностью ходьбы;

— рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям;

— работа, не связанная со значительными перемещениями (переходами).

При размещении рабочего места инвалида в помещении, где на отдельных участках протекают процессы, противопоказанные для его организма, следует регулировать параметры производственной среды в рабочей зоне инвалида.

Правила устанавливают требования к оснащению рабочих мест, сходные с теми, что мы уже изучили. Правила отдают предпочтение специально спроектированным рабочим местам.

При проектировании и организации специальных рабочих мест для инвалидов должно быть предусмотрено:

— использование специальных приспособлений для управления и обслуживания оборудования, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов;

— применение специально разработанного ручного инструмента, форма, размеры и величина сопротивления приводных элементов которого обеспечивают надежный захват и эффективное использование;

— расположение органов управления оборудованием, технологической или организационной оснастки, обрабатываемых деталей на рабочем месте в пределах зон досягаемости моторного поля (в горизонтальной и вертикальной плоскостях), учитывающих антропометрические и физические размеры и физические ограничения инвалида;

— использование для регулировки высоты рабочей поверхности стола и элементов рабочего стула легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надежную фиксацию;

— выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске;

— оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами (визуальные, акустические, тактильные), учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы.

Все элементы стационарного оборудования, предназначенные для пользования инвалидами, должны быть прочно и надежно закреплены. Крепежные детали оборудования, регуляторов, электровыключателей и т. п. не должны выступать за плоскость закрепляемого элемента.

Существуют ограничения на размещение рабочих мест для инвалидов:

Не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена;

Объем производственных помещений на одного работающего инвалида принимается не менее 15 куб. м; площадь — не менее 4,5 кв. м; высота — не менее 3,2 м. Технологическое оборудование, площадь проходов, проездов, промежуточного складирования материалов и готовой продукции в указанную площадь не входит.

Помимо собственно рабочих мест, на предприятии нужно создать помещения для отдыха площадью из расчета 0,3 кв. м на одного работника, но не менее 12 кв. м, в зависимости от группы производственных процессов. Расстояние от производственных помещений до помещений для отдыха — не более 75 м. На предприятиях организуются столовые, буфеты, комнаты приема пищи с обеспечением работников горячим питанием, оборудуется здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться инвалиды в случае резкого ухудшения здоровья.

Раздел 6 правил устанавливает требования к организации труда инвалидов с поражением отдельных функций и систем организма

Общими для всех работодателей являются «Санитарные правила СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» , требования которых необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

Приведем примеры некоторых требований, которые должны быть выполнены на типовом предприятии:

— Входные двери должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей вертушек на путях передвижения МГН не допускается. В полотнах наружных дверей, доступных для МГН, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах от 0,5 до 1,2 м от уровня пола. Нижняя часть стеклянных дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой.

— Наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.

— При наличии контроля на входе следует применять контрольно-пропускные устройства и турникеты шириной в свету не менее 1,0 м, приспособленные для пропуска инвалидов на креслах-колясках. Дополнительно к турникетам следует предусматривать боковой проход для обеспечения эвакуации инвалидов на креслах-колясках и других категорий МГН.

— Ширина пути движения (в коридорах, галереях и т. п.) должна быть не менее: при движении кресла-коляски в одном направлении 1,5 м; при встречном движении 1,8 м.

— Ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.

— В помещениях, доступных инвалидам, не разрешается применять ворсовые ковры с высотой ворса более 0,013 м.

— При перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН.

— Во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для МГН места в раздевальных, универсальные кабины в уборных и душевых, ванных. В общем количестве кабин уборных общественных и производственных зданий доля доступных для МГН кабин должна составлять 7%, но не менее одной.

Целесообразно использовать контрастные сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь — стена, ручка; санитарный прибор — пол, стена; стена — выключатели и т. п.). В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т. д. следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Как видно из приведенного выше списка требований, оборудование рабочих мест довольно накладно. В Москве до недавнего времени затраты на одно рабочее место оценивались в 850 000 рублей, в среднем же по стране затраты составляют порядка 70 000 рублей. Работодатели не заинтересованы в создании столь дорогих рабочих мест, и, поскольку это становится серьезной проблемой, государство и муниципалитеты разработали ряд моделей для стимулирования создания рабочих мест для инвалидов.

Про компенсации

Речь, конечно, в первую очередь идет о компенсации затрат на создание рабочих мест для инвалидов. В зависимости от региона порядок компенсации затрат на создание таких рабочих мест может варьироваться. Мы приведем в качестве примера «Порядок возмещения работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для создания (оснащения) рабочего места (в том числе специального) для трудоустройства незанятого инвалида», утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.04.2010 N 228 . В соответствии с Порядком работодателю возмещаются затраты на оборудование для создания (оснащения) рабочего места (в т. ч. специального) для трудоустройства незанятого инвалида в 2014 году в размере, равном 69,3 000 рублей за одно постоянное рабочее место, в 2015 году — 72,69 000 рублей за одно постоянное рабочее место. Возмещению подлежат затраты на приобретение, монтаж и установку специального оборудования, необходимого для оснащения (дооснащения) существующего свободного или оснащения вновь созданного рабочего места, на которое трудоустроен незанятый инвалид по направлению Центра занятости населения. Однако также могут быть возмещены затраты на приобретение специальных аудиопрограмм для слабовидящих и слепых людей, специального оборудования, усиливающего звук, и другого вспомогательного оснащения для слабослышащих инвалидов, технических приспособлений, специальной мебели, с помощью которых инвалиды могли бы осуществлять свою профессиональную деятельность.

Работодатель, зарегистрированный на территории Республики Татарстан, не позднее 20 ноября текущего года направляет в Центр занятости населения по месту осуществления своей деятельности заявку на участие в реализации дополнительных мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов. При положительных рекомендациях комиссии между Центром занятости населения и работодателем, изъявившим желание создать (оснастить) рабочее место для трудоустройства инвалида, заключается договор. По нему работодатель создает постоянно рабочее место для инвалида, принимает на работу инвалида, направленного ему Центром занятости, составляет об этом акты и на их основе получает компенсацию за созданное рабочее место.

Вторым способом компенсировать затраты работодателя, в данном случае затраты косвенные, ведь часто труд инвалида оказывается менее производительным, являются налоговые льготы. В качестве примера приведем Закон г. Москвы от 05.03.2003 N 12 (ред. от 20.10.2004) «Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов» , Он устанавливает пониженную ставку налога на прибыль в части налога, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, для общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и организаций, использующих труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников двух последних видов организаций составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%. Льготная ставка налога составляет 13,5%.

Про ответственность

Ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости устанавливается статьей 5.42 КоАП РФ. Так, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного приведет к наложению административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Вам может также понравиться...