Условия договора как гарантии определенности взаимоотношений сторон в предпринимательской деятельности

договор

Предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предпринимательская деятельность регулируется гражданским законодательством, поэтому на нее распространяются общие принципы гражданского права: свободы договора, неприкосновенности собственности, недопустимости вмешательства в частные дела. Вместе с тем наряду с общими принципами гражданского права предпринимательская деятельность осуществляется на определенных специфических принципах: первый — рисковый характер ее осуществления; второй — систематический характер предпринимательской деятельности; и наконец, третий — рисковый характер предпринимательской деятельности, который может привести не только к банкротству, но и затронуть имущественные интересы других граждан и организаций.

Под содержанием договора как сделки понимаются условия, на которых достигнуто соглашение. Договорные условия фиксируют взаимные права и обязанности.

Как известно, договорные условия объединяются в определенные группы. Наиболее широкое распространение получили три группы условий: существенные, обычные и случайные. В законодательстве используются и раскрываются существенные условия. Это объясняется тем, что данные условия являются формирующими договоры в целом и их отдельные виды. Существенные условия — это необходимые и достаточные условия для того, чтобы договор считался заключенным и способным породить права и обязанности у его сторон. Условия о предмете договора индивидуализируют предмет исполнения (например, наименование и количество поставляемых товаров), а нередко определяют и характер самого договора.

Если в договоре не указан определенно предмет, то исполнение по нему становится невозможным, а договор должен считаться незаключенным.

При этом участник будущего договора может включить в его содержание какое-либо условие, само по себе не являющееся необходимым для данного договора, например, предложить нотариальную форму заключения договора.

Существенными закон признает следующие условия: предмет договора; условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные; необходимые для договоров данного вида условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Условия, которые включены в договор по желанию сторон, называют случайными. Обычными являются те условия, которые не требуют согласования сторон, поскольку они отражены в диспозитивных нормах права, обычаях делового оборота.

Таким образом, важно отметить, что договор не должен содержать условий, которые создают существенные преимущества одной из сторон, поскольку они нарушают равенство сторон при заключении договора.

Договор не должен содержать условия, которые нарушают общие принципы права или изменяющие природу договора, о котором было заключено соглашение.

Кроме того, договор не должен содержать условия, исключающие или ограничивающие ответственность более сильной стороны.

Все условия должны быть понятны сторонам и не могут создавать преимущества одной из сторон.

Как известно, определенность взаимоотношений сторон складывается из конкретно сформулированных условий. В качестве примера можно привести правовое регулирование образовательных услуг.

Образовательные услуги — элемент образовательной деятельности, имеющий особые цели и субъективный состав. Целями образовательных услуг являются передача знаний, формирование профессиональных навыков. Субъектами образовательных услуг являются образовательные учреждения в лице преподавателей и обучающиеся, желающие получить образование того или иного уровня.

Согласно договору возмездного оказания образовательных услуг администрация образовательной организации является исполнителем, а студент (родитель, законный представитель) — заказчиком образовательной услуги. При этом студент (родитель, законный представитель) является потребителем образовательных услуг. Поэтому на него в полной мере распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей.

Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, для того чтобы обеспечить возможность их правильного выбора.

Исполнитель обязан также предоставить для ознакомления по требованию потребителя:

А) устав образовательной организации, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении;

Б) лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;

В) адрес и телефон учредителя (учредителей);

Г) образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг;

Д) основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;

Е) дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя;

Ж) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору сведения.

Процесс заключения договора возмездного оказания образовательных услуг состоит из следующих стадий:

1) предварительные переговоры о заключении договора и согласование воли субъектов;

2) подача абитуриентом заявления о допуске к вступительным испытаниям;

З) проведение вступительных испытаний и конкурса по их результатам (в случае если количество мест приема меньше количества поданных заявлений);

4) оформление договора.

Кроме того, в литературе выделяют наиболее типичные нарушения требований законодательства, встречающиеся в договорах об оказании платных образовательных услуг, которые сводятся к следующему.

1. Ограничение права потребителей на отказ от исполнения договора в любое время и без обоснования причин.

2. Включение в договор условия, по которому исполнитель в случае отказа от исполнения договора по инициативе потребителя (причины могут быть любые) имеет право не возвращать денежные суммы, уплаченные потребителем за образовательные услуги, либо возвращать их со значительными удержаниями, а также условия об установлении штрафа за такой отказ.

3. Включение в договор права исполнителя в одностороннем порядке расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг потребителем, а также отчисления обучающегося за неуспеваемость.

4. Установление отдельной платы за пересдачу экзаменов, контрольных и курсовых работ, зачетов, итоговую аттестацию.

5. Включение в договор условия о выплате безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения (помимо платы за обучение).

6. Установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения.

Итак, как известно, условия, которые содержатся в договоре, не должны ущемлять в правах ни одну из сторон, следовательно, фактам нарушений должны препятствовать как сами стороны, так и действующее законодательство, в том случае, если это образовательные услуги, значит, это должны быть все участники образовательного процесса: студенты как потребители образовательных услуг (а также их родители), непосредственные исполнители — преподаватели образовательного учреждения.

Если в данном вопросе стороны будут едины в достижении результатов предоставления услуг, то и спорных ситуаций не будет возникать, и значит, цель — передача знаний, формирование профессиональных навыков — будет достигнута.

Вам может также понравиться...