Порядок учета бланков
Кадровому работнику в своей работе постоянно приходится сталкиваться с бланками. Какие виды бланков может использовать организация (в чем отличие федеральных органов исполнительной власти от остальных организаций в этом вопросе)? Какими нормативными документами руководствоваться? Как и где нумеровать бланки при их типографском изготовлении, кто за что отвечает? Что делать с "электронными шаблонами" документов? Какие журналы учета вести?
Что такое бланк документа?
Под бланком документа всегда понимается лист бумаги стандартного формата с заранее воспроизведенными постоянными реквизитами документа и площадью (местом), предусмотренной для оформления его переменных реквизитов.
Бланки стали широко применяться уже с 60-х годов XIX в. в связи с развитием и удешевлением типографской печати. Но главной причиной появления бланков является развитие формуляра текстового документа: фактически к началу XIX в. каждый реквизит отделяется от текста и получает свое, закрепленное за ним место на листе бумаги.
В любом документе реквизитом, который должен быть оформлен и который может быть воспроизведен заранее, является наименование автора документа (обозначен цифрой 1 в Примерах 1, 2 и 3). Поэтому действующий в настоящее время (в 2014 г. ожидаем его новую редакцию) ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" установил следующее определение: "Бланк — набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа". Подобное определение дает и современный словарь "Управление документами. Термины и определения", подготовленный ВНИИДАД (М., 2013): "Бланк документа — лист бумаги или электронный шаблон с реквизитами, идентифицирующими автора официального документа".
Нормативная база
Применение бланков, требования к форматам бумаги, типы и виды бланков основных видов управленческих документов в настоящее время закрепляются:
— Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 477 с изменениями (далее — Правила делопроизводства);
— Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными приказом Росархива от 23.12.2009 N 76 (далее — Методические рекомендации);
— ГОСТом Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
Согласно пункту 5 раздела III Правил делопроизводства документы, создаваемые в федеральном органе исполнительной власти, оформляются на бланках, на стандартных листах бумаги формата A4 или A5 либо в виде электронных документов (по электронным шаблонам) и должны иметь установленный состав реквизитов, их расположение и оформление.
Методические рекомендации предусматривают использование следующих видов бланков документов федерального органа исполнительной власти:
— бланк приказа;
— бланк распоряжения;
— бланк указания;
— бланк постановления;
— бланк протокола;
— бланк письма федерального органа исполнительной власти;
— бланк письма должностного лица (руководителя, заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти);
— бланк структурного подразделения (координационного или совещательного органа). При необходимости могут разрабатываться, утверждаться и использоваться бланки и других видов, разновидностей документов.
В данном перечне Методические рекомендации, к сожалению, не разделяют бланки по типам и видам. Но на практике это делать необходимо, прежде всего — для управления применением электронных шаблонов документов, создаваемых в системах электронного документооборота (СЭД).
Если организация не является государственным органом или органом местного самоуправления, которые руководствуются Методическими рекомендациями в обязательном порядке, то она может основываться на общих требованиях к типам и видам бланков по ГОСТу Р 6.30-2003 и проектировать их так, как рекомендуется в Таблице.
Таблица
Типы и виды бланков документов
Тип бланка |
Вид бланка |
||
Общий бланк |
Бланк письма |
Бланк конкретного вида документа |
|
Бланк организации |
Создается в бумажном или электронном виде (но чаще всего на основании общего бланка проектируют электронные шаблоны конкретных видов документов) |
Создается в бумажном или электронном виде (но практически все организации применяют бланки писем в бумажной форме) |
Создаются: в бумажном виде — в основном бланки приказов, распоряжений и т.п. документов, если они издаются чаще 100 раз в год; в электронном виде — электронные шаблоны всех других видов документов |
Бланк структурного подразделения |
В бумажной форме применяется редко; по образцу общего бланка организации проектируются преимущественно электронные шаблоны для оформления конкретных видов внутренних документов подразделения |
Создается только для филиалов и представительств (для внутренних подразделений применение, как правило, не разрешается) |
Создается преимущественно в электронном виде для оформления внутренних документов подразделения (например, служебной записки, информационной справки, плана работы, отчета и т.п.) |
Бланк должностного лица |
Создается для оформления поручений/резолюций, но проектируется преимущественно в электронном виде в СЭД |
Создается в бумажном или электронном виде, как правило, бланк руководителя организации, а также его заместителей при наличии у них полномочий вести переписку от имени организации |
Создаются бланки конкретных видов распорядительных документов — распоряжения, указания, поручения — при наличии полномочий по их изданию |
Одним из критериев эффективности применения бланков, изготавливаемых в бумажной форме типографским способом, является частота их использования. В 80-е гг. сформировался следующий критерий: изготовление бланка типографским способом экономически оправдано, если он применяется для составления и оформления документа чаще, чем 100 раз в год.
В современных условиях применения бланков — электронных шаблонов критерий экономической эффективности продолжает действовать, но расчет делается иначе. Основной критерий: экономия ценного ресурса организации — рабочего времени сотрудников, которое затрачивается на составление документов. Конкретные нормативы и критерии пока не регламентированы на общегосударственном уровне, но известно, что на составление документа по форме (особенно с типовым текстом, который заранее включен в бланк) требуется в 3-4 раза меньше времени, чем на составление и оформление индивидуального документа, не имеющего бланка и установленной формы.
Технология учета бланков
Учет бланков необходим для обеспечения правовой, доказательной функции документа в аспекте его носителя — бумажного или электронного — с целью защиты информации и самого документа, обеспечения его аутентичности и целостности.
Организация работы по изготовлению и учету бланков документов (типографским способом в бумажной форме) рассматривается в п. 3.8.2 Методических рекомендаций. В целом можно согласиться с рекомендацией о передаче этой работы в зону ответственности административно-хозяйственной службы организации, которая заказывает необходимые тиражи бланков в типографии, причем проводит торги и выбор поставщика, а в службу делопроизводства передает уже готовые тиражи по Журналу учета поступления бланков (в целом в организацию). Такой журнал может быть переходящим и существовать в организации в течение длительного времени, т.к. в последней его графе предусматриваются в качестве объекта учета номера очередной серии поступивших из типографии бланков:
Пример 4. Журнал учета поступления бланков в организацию
Дата поступления |
Дата и номер сопроводительного документа |
Наименование организации-поставщика (типографии) |
Кол-во экз. |
Серия и номера бланков |
|
<…> |
|
|
|
|
|
Бланк письма ООО "ЭКО" |
08.04.2014 |
Товарная накладная от 07.04.2014 N 345 |
ООО "У Никитских ворот", г. Москва |
5 000 |
030010-035010 (03 — номер серии) |
Типы, виды, количество экземпляров, номера бланков при необходимости их типографского нанесения в момент печати определяются руководителем организации по согласованию с отделом кадров, службой делопроизводства и пр.
Но очень часто в целях экономии и защиты сведений о порядке учета бланков организации отказываются от нанесения номеров в типографии. В этом случае, получив тираж, служба делопроизводства на каждом бланке механическим нумератором проставляет его порядковый номер (на нижнем поле на оборотной или даже лицевой стороне листа бумаги), используя 5- или 6-значное число, но начиная не с первого номера (00001), а с условного десятого или сотого номера (00010 или 00100) в каждой новой серии.
В настоящее время бланки документов (в первую очередь бланк письма) рассматриваются в качестве элементов "фирменного стиля" организации, их форма, шрифт, цвет закрепляются в соответствующей книге фирменного стиля (brand book). В типографии заказывается, как правило, только бланк письма как самый представительный (и дорогой). И если нумерация бланков предусматривается в заказе типографским способом, то для уменьшения стоимости их изготовления проставление номеров допускается на нижнем поле на лицевой стороне листа бумаги.
Учет бланков необходимо осуществлять по видам применяемых бланков в аспекте учета носителя, т.е. материального объекта, имеющего идентификационный номер. Рекомендуем вести несколько журналов выдачи бланков и включать их в номенклатуру дел в качестве "переходящих" дел. Так, следует иметь:
— прежде всего Журнал учета выдачи бланков письма (Пример 5),
— а при необходимости — Журнал учета выдачи общих бланков (если они применяются для издания распорядительных документов), Журнал учета выдачи бланков доверенностей (если разработаны специальные бланки с элементами защиты) и т.п.
Пример 5. Журнал учета выдачи бланков письма
Номер бланка |
Дата выдачи |
Структурное подразделение |
Должность, Ф.И.О. лица, получившего бланк |
Личная подпись |
Отметка о возврате / Примечание |
<…> |
|
|
|
|
|
00110 |
15.05.2014 |
Отдел кадров |
Инспектор Филина О.И. |
Филина |
|
00111 |
15.05.2014 |
АХО |
Специалист Иванов И.А. |
Иванова |
|
00112 |
16.05.2014 |
Отдел кадров |
Инспектор Семенова Е.С. |
Семенова |
Возврат испорченного бланка 20.05.2014 <личная подпись инспектора отдела кадров, которому вернули испорченный бланк> |
При видовом учете бланков форма журнала может быть такой, как показана в Примере 5. То есть в боковике табличной формы журнала оформляется не вид бланка, а его порядковый номер как номер носителя. При выдаче сразу нескольких бланков (рекомендуется выдавать не более 10 единовременно) номера в журнале объединяются фигурной скобкой и заполняется одна строка о выдаче соответствующих номеров бланков. Испорченные бланки, которые подлежат возврату в отдел кадров, уничтожаются комиссией по акту, основанием для оформления которого будут являться журнал учета бланков соответствующего вида и записи в нем.
При необходимости на базе приведенной в Примере 5 формы журнала учета выдачи бланков письма может быть организован учет применяемых видов бланков в электронных журналах (таблицах Word, Excel или базе данных), поскольку организации (особенно небольшие) изготавливают документы при помощи компьютера и принтера без применения типографских бланков. В этом случае помимо даты и номера самого документа, изготовленного на основе утвержденного "электронного шаблона" (например, Normal.dot), его идентификацию после распечатывания может обеспечить порядковый номер носителя, проставляемый секретарем вручную одновременно с датой и номером (регистрационным индексом). Порядковый номер носителя может быть включен как дополнительный реквизит (дополнительная графа) просто в журнал регистрации документов. Такой способ защиты документа и обеспечения его аутентичности применяется в процессе переписки с вышестоящими органами, переписки с гражданами (включая претензионную переписку с клиентами — физическими лицами и работниками), в процессе выдачи доверенностей и т.п. ситуациях, когда необходимо предпринимать сознательные усилия по обеспечению правовой, доказательной функции документа.
И, наконец, учет бланков может осуществляться и должен быть настроен автоматически в информационной системе / системе электронного документооборота, если в ней предусматривается создание документов в статусе электронных оригиналов. Обращаем внимание, что бланк документа, существующий в бумажной форме, и бланк, представляющий собой "электронный шаблон", должны быть идентичны по составу реквизитов, их оформлению и расположению на листе бумаги. Для обеспечения этой идентичности "электронный шаблон" также должен быть утвержден как форма для просмотра и форма для печати (утверждается постоянный состав реквизитов и площади, на которых будут оформляться переменные реквизиты или переменные части текста). Обычно формы для просмотра и формы для печати вместе с "входными" формами утверждаются в составе положения о применяемой в организации СЭД или в составе ее технического описания. Если такая функциональность реализуется в процессе разработки СЭД, то заранее, на стадии технического задания, разрабатывается механизм обеспечения автоматического, системного учета бланков.
В пределах каждого регламентированного документопотока в обязательном порядке настраивается счетчик бланков (n + 1 — при использовании утвержденного "электронного шаблона" для создания очередного документа конкретной разновидности).
Некоторые организации предусматривают также настройку в информационной системе / СЭД еще одного обязательного счетчика — счетчика печати бумажных копий электронных документов, созданных с использованием "электронного бланка", если разрешено изготовление его бумажных копий. При изготовлении бумажной копии электронного документа на его нижнем поле, преимущественно в правом углу, на лицевой стороне первого (или каждого) листа, автоматически печатаются порядковый номер бланка (пять или более знаков) и порядковый номер распечатанной копии (преимущественно три знака).
К сведению. Подобный учет бланков позволяет исключить случаи фальсификации документов, созданных в электронной форме. В конце 2013 г., например, имел место случай рассылки фальсифицированного электронного документа от имени одного из департаментов Правительства Москвы о срочном снятии щитов с рекламой социального характера. А ранее стала известной публикация информации на основе фальшивого электронного документа об освобождении от должности руководителя одной из госкорпораций.
Практику идентификации носителя информации в целях защиты документа (его аутентичности и целостности) рекомендуем учесть при работе с формами первичных учетных документов. В соответствии с ч. 4 ст. 9 вступившего в силу с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководитель организации — экономического субъекта должен утверждать формы первичных учетных документов своей организации.
Для документирования стандартных кадровых процедур (приема, перемещения (постоянного перевода), увольнения, отпуска) в большинстве организаций утверждены в качестве применяемых унифицированные формы документов, относящиеся к унифицированной системе первичной учетной документации, поскольку именно эти формы "подгружены" в самую распространенную бухгалтерскую информационную систему "1С:".
Часть приказов по личному составу, оформляемых по унифицированным формам первичной учетной документации (по формам с индексами N Т-1, N Т-5 при переводе на другую постоянную работу, N Т-8, N Т-11), имеет срок хранения 75 лет. Разновидности этих приказов, как правило, оформляются в бумажной форме (распечатываются из системы в бумажном виде, подписываются собственноручной подписью руководителя, работник знакомится с приказом, проставляя собственноручную подпись). Кроме кодов утвержденных форм (по ОКУД и по локальному классификатору организации), которые используются для идентификации документов, подобные приказы могут быть идентифицированы в аспекте носителя информации ("электронного шаблона" / электронного бланка или формы). С помощью соответствующих счетчиков бланков, которые использованы для создания конкретных документов (раздельно по каждой утвержденной форме), обеспечивается защита носителя информации, а также в целом — идентификация и защита документа как материального объекта.
Часть приказов по личному составу (формы с индексами N Т-6, N Т-7, N Т-9, N Т-10 и N Т-5 при временном переводе) имеет срок хранения 5 лет. Эти разновидности приказов могут составляться в электронном виде и подписываться электронной подписью в порядке, установленном руководителем организации. С помощью электронной подписи может также осуществляться ознакомление работников с приказами подобной разновидности, если этот порядок регламентирован в организации. Дополнительную идентификацию и защиту информации электронного документа обеспечит счетчик бланков / счетчик использованных "электронных шаблонов". Если регламентирующие документы предусматривают изготовление бумажных копий электронных приказов данных разновидностей, то помимо счетчика бланков в информационной системе должен быть настроен и счетчик печати копий, если разрешено их изготовление.
* * *
В целом организацию работы с бланками и их учет рекомендуется в настоящее время регламентировать не в общей инструкции по делопроизводству (достаточно просто указания, что тот или иной документ оформляется на бланке или по электронному шаблону), а в специальном документе — правилах или регламенте работы с бланками документов организации.