Медицинский осмотр водителей
В наши дни мы спешим всегда — и зачастую не успеваем вовремя. В таких случаях просто необходимо использовать автомобильный транспорт. Но мало кто спросит у водителя (кроме врача, конечно), как он себя чувствует. А, как известно, одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является именно состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения (за последние годы оно стало очень оживленным за счет значительного роста количества автотранспортных средств) предъявляет к водителям повышенные требования в плане здоровья. При этом своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей можно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров. Отметим, что законодательством РФ предусмотрен обязательный предрейсовый контроль в каждом предприятии, где имеется не только собственный автотранспорт, но и арендованный. В данной статье мы поговорим о том, какие виды осмотров предусмотрены законодательством, в каких случаях их необходимо проходить, а также укажем, кто должен их оплачивать.
Пунктом 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ закреплена обязанность юридических лиц, использующих в своей деятельности транспортные средства, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей. Трудовой кодекс также обязывает работодателей проводить предварительные (перед приемом на работу) и периодические медицинские осмотры водителей (ст. 212, 213, 328 ТК РФ).
То есть соблюдающие закон организации, имеющие автотранспорт, должны организовать и в обязательном порядке осуществлять медосмотры водителей автотранспортных средств. Такие осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками.
Далее более подробно расскажем, какие же виды медицинских осмотров предусмотрены для водителей.
Медицинский осмотр: виды
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению (ст. 5 Закона N 196-ФЗ), в который входит медосмотр водителей. Статьей 46 Закона N 323-ФЗ установлены, в частности, следующие виды медицинского осмотра:
— предварительный;
— периодический;
— предсменные, предрейсовые;
— послесменные, послерейсовые;
— иные установленные законодательством РФ виды.
Предварительный медицинский осмотр
Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств, в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также раннего выявления и профилактики заболеваний.
Отметим, что Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
Итак, предварительные осмотры проводятся на основании направления, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем. В этом документе указываются:
— наименование работодателя;
— форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
— наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
— вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);
— фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);
— дата рождения лица, поступающего на работу (работника);
— наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);
— наименование должности (профессии) или вида работы;
— вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.
Направление выдается лицу, поступающему на работу (работнику), под подпись. При этом работодатель обязан организовать учет выданных направлений.
Завершенным осмотр считается только после осмотра лица, поступающего на работу (работника), всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных приложениями 1 и 2, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
В оформленном заключении по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра указывается его результат (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены).
Что касается соискателей, работодатель не может принять на работу в качестве водителя человека, не прошедшего предварительный медицинский осмотр, либо в результате медицинского осмотра которого врачебной комиссией выявлены какие-либо противопоказания (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Периодический медицинский осмотр
Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
Примечание. Если работник не прошел периодический медицинский осмотр, работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей и обязан отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ).
Следует отметить, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Периодические осмотры водителей, осуществляющих управление наземными транспортными средствами, проводятся на основании поименных списков и направления на медицинский осмотр не реже чем один раз в два года. Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно (ст. 213 ТК РФ).
В Постановлении ФАС СЗО от 23.08.2010 N А66-14485/2009 отклонены доводы организации о том, что она не осуществляет перевозку грузов и пассажиров, в связи с чем водители не должны проходить медицинские осмотры (ст. 20, 23 Закона N 196-ФЗ). Как установлено судом, организация владеет автотранспортными средствами, которые используются для перевозки работников для собственных нужд предприятия и перевозки грузов. То есть ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в процессе которой осуществляется и перевозка грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, а сотрудники являются участниками дорожного движения. Из этого суд сделал вывод, что организация должна соблюдать требования ст. 20 и 23 Закона N 196-ФЗ о проведении медицинских осмотров водителей.
Сведения о проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах работников работодатель обязан сообщать в ФСС (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ ). Указанные сведения отражаются работодателем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 24 Закона N 125-ФЗ).
Предрейсовый и послерейсовый медосмотры
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства (за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Если водитель находится в состоянии токсического опьянения, он не вправе управлять транспортным средством (п. 2.1 ст. 19 Закона N 196-ФЗ). В этом случае работодатель обязан не допускать такого сотрудника к работе (ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
Обратите внимание! Обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей транспортных средств могут проводиться привлекаемыми медицинскими работниками. Но работодатели вправе и ввести в штат должности медработников и создать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и др.), оказывающие медицинскую помощь сотрудникам организации (п. 7 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, ч. 4 ст. 24 Закона N323-ФЗ).
Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств приведены в приложении к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32, а также в приложении 9 к Приказу Минздрава СССР N 555 .
Следует отметить, что все организации и предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, вне зависимости от осуществляемых видов деятельности обязаны организовывать предрейсовые медицинские обследования (осмотры) водителей. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики: постановления ФАС ЗСО от 16.10.2008 N Ф04-6445/2008(14518-А75-6), ФАС ВВО от 03.06.2008 N А82-9455/2007-29, ФАС ПО от 15.01.2010 N А72-4961/2009. В практике встречается и иная позиция, согласно которой положения законодательства о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей распространяются только на организации и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (см., например, Постановление ФАС ЦО от 23.11.2009 N А36-706/2009).
Также возникает вопрос: должны ли водители проходить медицинские осмотры, если не числятся в штате организации, эксплуатирующей транспортные средства? Для ответа обратимся опять-таки к судебной практике. В Постановлении ФАС СЗО от 25.11.2013 N А56-78601/2012 отмечено, что положения ст. 20 и 23 Закона N 196-ФЗ, касающиеся медицинских осмотров, распространяются на водителей как штатных единиц организации. Если в штате организации не предусмотрена должность водителя, то предписание о проведении медицинских осмотров лиц, допускаемых к управлению транспортными средствами, принадлежащими организации, является недействительным. Других решений судов по данному вопросу мы не нашли, но если вы не готовы отстаивать свое мнение в суде, лучше все же организовать прохождение медосмотра даже лицами, не занимающими должности водителей, но управляющими транспортными средствами, числящимися на балансе организации.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов, в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Прохождение водителем автомобиля указанных осмотров подтверждается отметками, которые проставляются в путевом листе. Согласно Приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» сведения о водителе включают:
— его фамилию, имя, отчество;
— дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) прохождения им предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.
Но все ли должны проходить послерейсовый медосмотр?
В Постановлении ФАС ДВО от 23.07.2013 N Ф03-3254/2013 рассмотрена следующая ситуация. По результатам внеплановой проверки выдано предписание организовать послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Однако организация считает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, проводить послерейсовые медицинские осмотры водителей. В ходе рассмотрения материалов дела суд указал, что если осуществляется деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств, то на организацию возлагается обязанность по проведению послерейсовых медосмотров водителей.
В Постановлении ФАС ЦО от 29.04.2013 N А23-3530/2012 суд отклонил довод организации о том, что обязанность по проведению послерейсового медицинского осмотра водителей возлагается лишь на специализированные организации, основной деятельностью которых является оказание услуг по перевозкам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. У организации имеется семь автотранспортных средств, с использованием которых осуществляется перевозка сотрудников в качестве пассажиров, а также грузов для собственных нужд, с выездом данных транспортных средств на дороги общего пользования. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии у организации обязанности по проведению послерейсовых медосмотров водителей, эксплуатирующих транспортные средства, принадлежащие юридическому лицу. Кроме того, суд указал, что положения Закона N 196-ФЗ применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, и применение данного закона не ставится в зависимость от вида и характера перевозок автомобильным транспортом.
Психиатрическое освидетельствование
Согласно ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Постановлением N 695 .
Прохождение такого освидетельствования осуществляется на добровольной основе. Если работник отказывается пройти обязательное психиатрическое освидетельствование, работодатель не может принудить его к этому. Но тогда работодатель обязан не допустить работника к исполнению трудовых обязанностей (отстранить от работы) до прохождения им такого освидетельствования (абз. 4 ч. 1 ст. 76, абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Кто несет расходы?
Статья 213 ТК РФ прямо указывает, что именно работодатель несет расходы, связанные с обязательным медицинском осмотром и психиатрическим освидетельствованием. На это указано и в п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ.
Работник, оплативший осмотр самостоятельно, имеет право требовать от работодателя возмещения понесенных затрат, представив соответствующие документы. В случае отказа работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании с работодателя суммы, затраченной на медицинский осмотр.
Соответственно, если должность относится к категории должностей, названных в ст. 213 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить прохождение медосмотра за счет собственных средств.
В Апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 33-2402/2013 рассмотрен иск физического лица о взыскании расходов, понесенных в связи с прохождением предварительного медицинского осмотра. Удовлетворившим эти требования судом было установлено, что работник прошел предварительный медицинский осмотр. Значит, работодатель обязан возместить соответствующие расходы независимо от того, был ли заключен в дальнейшем трудовой договор.
* * *
В заключение еще раз отметим, что водители должны проходить следующие обязательные медицинские осмотры:
— при поступлении на работу;
— периодические;
— предрейсовые, а в некоторых случаях и послерейсовые.
Расходы на такие осмотры несет работодатель. При этом время прохождения любых осмотров водителями включается в их рабочее время.
Кроме того, отметим, что Законом N 437-ФЗ введена ст. 11.32 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров, в виде наложения административного штрафа: на граждан — в размере от 1 000 до 1 500 руб.; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.