Нарушения при проверках ТФОМС

ТФОМС

Государственные медицинские учреждения оказывают медицинскую и лекарственную помощь за счет средств фондов ОМС в объеме и на условиях, которые соответствуют программам ОМС. Контроль за целевым использованием средств ОМС осуществляет территориальный фонд ОМС (ТФОМС) посредством проверок. В статье рассмотрены нарушения, которые выявляются при их проведении.

Правоотношения между учреждением здравоохранения, страховой медицинской организацией и ТФОМС в системе ОМС регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 326-ФЗ). Нормы названного Закона предписывают учреждению здравоохранения расходовать денежные средства ОМС на оплату медицинской помощи по целевому назначению.

Контроль за использованием внебюджетных средств ОМС осуществляют ТФОМС по субъектам РФ в соответствии с Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73, которым утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (далее — Положение N 73).

В соответствии с п. 15 Положения N 73 проверке подлежат четыре направления использования средств, получаемых медицинскими организациями, в перечень которых входит использование средств на обеспечение исполнения территориальной программы ОМС.

Каким образом осуществляется проверка средств ОМС?

Согласно п. 4 Положения N 73 проверки проводятся по месту нахождения медицинской организации (или по месту фактического осуществления ею деятельности). К ним относятся:

— комплексная проверка, при которой рассматривается совокупность вопросов, связанных с использованием средств ОМС за определенный период деятельности медицинской организации;

— тематическая проверка, при которой рассматриваются отдельные вопросы, связанные с использованием средств ОМС;

— контрольная проверка, при которой рассматривается устранение медицинской организацией нарушений и недостатков в использовании средств ОМС, ранее выявленных в ходе комплексной или тематической проверки.

Проверки проводятся в соответствии с планом, утверждаемым директором территориального фонда (плановые проверки). Периодичность проведения плановых проверок устанавливается с учетом возможности полного охвата вопросов и периодов деятельности медицинских организаций в сфере ОМС, но не реже одного раза в два года. Плановые комплексные проверки проводятся не чаще одного раза в год.

Территориальным фондом могут быть проведены внеплановые проверки. Внеплановые проверки использования средств ОМС проводятся по решению директора территориального фонда на основании представлений контрольных органов, жалоб и заявлений граждан и др.

Проверка использования средств ОМС может проводиться сплошным или выборочным способом (п. 9 Положения N 73). Отметим, что сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки. Что касается выборочного способа, то в данном случае изучаются документы, относящиеся к одному вопросу программы проверки. Объем выборки и ее состав определяются руководителем комиссии (рабочей группы) таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы проверки.

При проверке использования средств ОМС проверяются:

— правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам ОМС;

— правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации;

— соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств ОМС);

— своевременность оприходования наличных денежных средств ОМС, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование;

— наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств ОМС, обеспечение сохранности денежных средств.

Какие документы и расходы подлежат контролю?

Как было отмечено выше, проверке подлежат четыре основных направления расходования средств ОМС. Остановимся только на первом из них — на проверке средств ОМС, идущих на финансовое обеспечение исполнения территориальной программы ОМС.

Отметим, что в соответствии с п. 16 Положения N 73 контрольное мероприятие, проводимое ТФОМС, включает проверку соблюдения требования ведения раздельного учета по операциям со средствами ОМС:

— по видам медицинской помощи;

— по структуре тарифа на оплату медицинской помощи.

Проверка расходов, входящих в структуру тарифа, включает в себя (п. 17.2 Положения N 73):

1) проверку расходов на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда. В ходе контрольного мероприятия будут проверены все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат:

— штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов;

— графики работы структурных подразделений и сотрудников;

— приказы по личному составу;

— трудовые соглашения;

— коллективный договор;

— положение об оплате труда;

— первичные бухгалтерские документы по начислению заработной платы, уплате налогов и страховых взносов, установленных законодательством РФ;

2) проверку расходов на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях. Проверка использования средств на указанные цели осуществляется путем проведения проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов. Проверяются:

— обоснованность цен при закупках товаров (работ, услуг) за счет средств ОМС;

— соблюдение сроков поставки и оплаты, соответствие сумм, указанных в договорах, фактически произведенным расходам;

— своевременность, полнота и правильность оприходования лекарственных средств и расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;

— порядок хранения, учета и списания лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;

— наличие раздельного учета медикаментов, приобретаемых за счет средств ОМС и средств, поступающих в медицинскую организацию из других источников.

Проводится анализ закупленных лекарственных средств (отражается наличие лекарственных средств с истекшим сроком годности).

Изучаются:

— материалы инвентаризации имущества и финансовых обязательств, проведенной медицинской организацией;

— наличие, продолжительность и размеры дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками товаров и услуг за счет средств ОМС;

— своевременность взыскания дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности, проведения взаимных сверок в расчетах с поставщиками;

— правильность ведения учета этих расчетов, своевременность взыскания сумм выявленных недостач и хищений денежных средств ОМС, материальных ценностей, приобретенных за счет средств ОМС, а также потерь от порчи данных ценностей, отнесенных за счет виновных лиц.

Какие нарушения выявляются при проверках, проводимых ТФОМС?

Предлагаем вашему вниманию споры, в которых были рассмотрены отдельные виды нарушений, выявляемых при проверках.

Осуществление расходов, не включенных в территориальную программу ОМС. Медицинские организации согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медпомощь, в соответствии с программами ОМС. При проведении проверок ТФОМС выявляются случаи, когда оплата расходов по оказанию медицинской помощи гражданам РФ осуществляется не за счет того источника, который предназначен для их финансирования. В качестве примера приведем Постановление ФАС ЗСО от 14.04.2014 N А75-3259/2013, в котором суть выявленного нарушения заключается в следующем. Медицинское учреждение в нарушение тарифных соглашений и условий договоров допустило нецелевое использование средств ОМС, выразившееся в оплате стоимости оборудования, мебели и ремонта оборудования, не предусмотренной тарифными соглашениями, а также в оплате стоимости расходных материалов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, которая должна осуществляться за счет средств бюджета субъекта РФ. Иными словами, расходование средств ОМС, носящих строго целевой характер, было осуществлено по направлениям, не предусмотренным источниками финансирования.

Для справки. В Письме ФФОМС от 06.06.2013 N 4509/21-и были приведены разъяснения по отдельным направлениям расходования средств ОМС. В частности, в соответствии с рекомендациями чиновников не включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС расходы на приобретение мебели, в том числе медицинской и кухонной. Исключением является оборудование, которое согласно сертификату (декларации) соответствия в силу Классификации основных средств относится к классу 14 3311320 «Оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек» раздела 14 0000000 «Машины и оборудование».

По Постановлению ФАС ЗСО, с учетом положений Федерального закона N 326-ФЗ о нецелевом использовании средств ОМС, организация уплачивает штраф в размере 10% суммы нецелевого использования средств ОМС и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций, за каждый день просрочки.

В Постановлении ФАС УО от 10.10.2013 N Ф09-10575/13 по делу N А60-1177/2013 при рассмотрении спора по схожему нарушению арбитры также встали на сторону ТФОМС, указав, что расходы медицинских организаций на приобретение дезинфекционных средств должны осуществляться исключительно за счет средств бюджета субъекта РФ. Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ, проживающим на территории субъекта РФ, медицинской помощи на соответствующий год подобные расходы не предусмотрены. Определением ВАС РФ от 23.01.2014 N ВАС-18262/13 в пересмотре данного Постановления учреждению было отказано.

Аналогичное нарушение было рассмотрено в Постановлении ФАС СКО от 01.10.2012 N А22-1961/2011. Действовавшая в проверяемый период на территории субъекта РФ территориальная программа предусматривала перечни заболеваний, видов медицинской помощи и медицинских учреждений, включенных в систему ОМС, а также финансируемых за счет средств республиканского бюджета. Как следовало из обозначенной территориальной программы ОМС, расходы на профессиональную подготовку и переподготовку кадров должны осуществляться за счет средств республиканского бюджета, медицинские и иные услуги, оказываемые в патолого-анатомических бюро (кабинетах), предоставлялись за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Согласно разд. III и IV названной программы проверяемое медицинское учреждение было включено как в перечень учреждений, входящих в систему ОМС, так и в перечень учреждений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета.

ФАС СКО установил, что медицинские услуги врача-патологоанатома, в соответствии с указанной территориальной программой ОМС, не подлежат финансированию за счет средств ОМС. Поскольку выплата заработка врачу-патологоанатому также финансировалась из средств республиканского бюджета, суд пришел к выводу, что расходы на оплату повышения квалификации названного врача представляют собой нецелевое использование средств ОМС, которые подлежат возврату.

Нарушение применения бюджетной классификации РФ при осуществлении расходов по ОМС. В Постановлении ФАС ПО от 25.03.2014 N А12-19994/2013 был рассмотрен спор между Минздравом субъекта РФ и ФФОМС.

В ходе проверки фонд установил, что в нарушение п. 3 ст. 50 Федерального закона N 326-ФЗ по государственному контракту на закупку аппаратов для медицинских лабораторных исследований министерство за счет средств ОМС приобрело по программе модернизации здравоохранения расходные материалы. Напомним, что в соответствии с пп. 1 данного пункта предусмотренные в бюджете ФФОМС средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ направляются на следующие цели:

1) на укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и (или) их этапы, обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;

2) на внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, перехода на полисы ОМС единого образца, включая обеспеченные федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

3) на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Как указали представители ФФОМС, приобретенные расходные материалы не могут быть признаны медицинским оборудованием, так как не относятся к коду 3311000 «Медицинское и хирургическое оборудование, ортопедические приспособления» ОК 004-93, следовательно, не входят в перечень, установленный п. 3 ст. 50 Федерального закона N 326-ФЗ.

Минздрав субъекта РФ получил средства ОМС на реализацию программы модернизации здравоохранения, что отражено по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Приобретенные за счет выделенных средств расходные материалы (химические реактивы, лабораторная посуда) являются материальными запасами, поскольку имеют срок полезного использования менее 12 месяцев, и на основании п. 118 Инструкции N 157н <1> подлежат учету на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».

Таким образом, суд подтвердил вывод фонда о том, что министерством допущено нарушение в виде нецелевого использования средств ОМС.

Приобретение расходных материалов, не используемых в медицинской деятельности. Как уже было отмечено, одной из гарантий, обеспечивающих как строго целевое использование средств ОМС, так и учет прав и интересов медицинской организации, фонда ОМС и страховщика, является установление тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с определенной Федеральным законом N 326-ФЗ структурой тарифа. Обозначенный тариф включает в себя перечень расходов медицинских организаций, которые они несут в связи с оказанием медицинской помощи по программам ОМС (ст. 30, ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ). Таким образом, как отметили арбитры в Постановлении ФАС МО от 30.04.2014 N А41-38789/13, приобретение учреждением здравоохранения жидкого технического кислорода за счет средств ОМС является их нецелевым использованием. Этот вывод основан на том, что в медицинских целях может быть использован кислород, включенный в Государственный реестр лекарственных средств и приобретенный у поставщика, имеющего лицензию на его производство. Приобретение технического кислорода явно противоречит допустимым целям его использования в медицинской деятельности, значит, не может быть расценено как целевое использование средств ОМС.

Выплата заработной платы работникам аптеки за счет средств ОМС. Суть нарушения, которое было вынесено на рассмотрение суда, заключалась в следующем. ТФОМС провел документальную проверку использования средств ОМС, направленных на оплату медицинских услуг, оказываемых медицинским учреждением в рамках территориальной программы ОМС. В ходе проверки было выявлено нецелевое использование средств ОМС, выразившееся в выдаче за счет средств ОМС заработной платы с начислениями работникам больничной аптеки. Поскольку данные расходы не соответствуют положениям территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ, проживающим в субъекте РФ, медицинской помощи, учреждению было предписано восстановить денежные средства ОМС, потраченные не по целевому назначению.

ФАС УО в Постановлении от 11.01.2012 N Ф09-8757/11 обоснованно указал, что аптечная организация, в том числе структурное подразделение учреждения здравоохранения, осуществляет фармацевтическую деятельность, то есть деятельность в сфере обращения лекарственных средств, включающую в себя оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и их изготовление. При этом под аптечной организацией понимаются организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, их хранение, изготовление и отпуск для медицинского применения.

Арбитры обратили внимание, что обеспечение граждан лекарственными средствами в рамках территориальной программы подразумевает приобретение медицинскими организациями лекарственных средств для их бесплатного предоставления при оказании медпомощи гражданам, тогда как аптека медицинского учреждения осуществляет отпуск лекарственных средств. Деятельность аптек не относится к медицинской деятельности, то есть к деятельности, непосредственно направленной на оказание медицинских услуг. При таких обстоятельствах суд отказал медицинскому учреждению в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания ТФОМС.

Неправомерность привлечения личных денежных средств граждан, которые застрахованы по ОМС, при оказании им медицинской помощи в рамках территориальной программы. Согласно пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, в объеме, установленном территориальной программой ОМС.

Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи субъектов РФ утверждается перечень видов медицинской помощи, которая предоставляется бесплатно. В данный перечень входит первичная медико-санитарная помощь, которая включает в себя, в частности, мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

При проведении проверки в республиканской больнице ТФОМС было выявлено, что граждане приобретали лекарственные препараты «Гадовист» и «Омнипак», относящиеся по фармакологической группе и фармакологическому действию к контрастным диагностическим лекарственным препаратам, используемым исключительно с диагностической целью, за наличные денежные средства, что является нарушением.

Как было отмечено арбитрами в Постановлении ФАС ВСО от 01.07.2014 N А58-5989/2013, больница обязана предоставлять диагностические лекарственные препараты бесплатно в рамках оказания услуг по диагностике заболеваний как составной части первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях. В связи с этим ТФОМС правомерно вынес больнице предписание возместить необоснованно потраченные суммы гражданам, за личные деньги купившим лекарства.

В Постановлении от 25.03.2014 N А78-4168/2013 суд того же округа рассмотрел спор между больницей и ТФОМС, касающийся взимания платы с пациентов за проведение операции при оказании медицинской помощи, предоставляемой по программе государственных гарантий. Как было отмечено арбитрами, из совокупности положений ч. 1 ст. 11, п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона N 323-ФЗ <2> следует, что при оказании медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

— оказание медицинских услуг;

— назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Таким образом, вынесенное предписание ТФОМС соответствует требованиям законодательства РФ.

* * *

В заключение отметим, что за использование средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, не по целевому назначению медицинские учреждения уплачивают штраф в размере 10% суммы их нецелевого использования. Кроме того, нужно будет уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств.

Средства, использованные не по целевому назначению, учреждению необходимо перечислить в бюджет ТФОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ТФОМС соответствующего требования (п. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ).

В случае неисполнения медицинским учреждением требований ТФОМС о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплате штрафов, пеней ТФОМС может направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.

Наличие указанного права также не исключает права требования в судебном порядке привлечь медицинскую организацию к ответственности в виде штрафа, предусмотренного ч. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ (Постановление ФАС ЗСО от 14.04.2014 N А75-3259/2013).

Вам может также понравиться...