Новый год — по штатному расписанию
В декабре наступают дни, когда круг обязанностей руководителя значительно расширяется. Он и чтец, и певец, и на дуде игрец, и сценарист, и массовик-затейник на новогоднем корпоративе. Возможно, эта статья поможет вам в предпраздничных хлопотах!
Праздник начинается сейчас!
В руках умелого организатора корпоратив — не просто гулянка, а эффективный способ решить одну из внутренних задач учреждения: сплотить отделы, повысить лояльность персонала, вдохновить коллектив на трудовые победы и т. д. Всех целей сразу достичь невозможно — лучше сконцентрироваться на одной, самой актуальной и под нее придумывать сценарий праздника. Сотрудники не дружат — больше командных игр, нет энтузиазма — пусть почувствуют радость победы в каких-нибудь конкурсах…
Готовиться к новогоднему празднику следует заранее — это не новость. В декабре, например, бронировать ресторан уже поздно. Но если празднование пройдет на своей территории — самое время подумать о меню. Обязать всех принести фирменное блюдо — не самое лучшее решение «продовольственной проблемы». Лучше назначить ответственных — это могут быть женщины, умеющие хорошо готовить (не забудьте их публично поблагодарить на банкете), выделить им определенную сумму на продукты, предоставить транспорт для поездки в магазин и время для приготовления блюд. Менее бюджетный вариант — заказать еду в кафе или столовой.
Проблему с украшением помещения тоже можно решить недорого и креативно — предложить сотрудникам принести из дома игрушку (или несколько), чтобы повесить на общую елку, загадав при этом желание на рабочую тематику. Количество игрушек не следует ограничивать. И вспомните старую добрую традицию наших родителей — за неделю до начала корпоратива объявите конкурс на лучшую стенгазету от отдела. Предложите хороший вдохновляющий приз — например, 31 декабря коллектив-победитель уходит с работы на 4 часа раньше — и вы сами удивитесь, сколько талантов имеется в штате. Итоги конкурса подведите на празднике (заранее продумайте, как определять победителя).
Сценарий, разумеется, следует написать с учетом времени для подготовки к выступлению. В каждом коллективе есть заводила — пускай он будет ведущим и подберет себе помощников из числа молодежи. Обратите особое внимание на реквизит для конкурсов и выступлений — его сбор нужно организовать заранее.
Выступление руководителя — на бис!
Выступление руководителя на новогоднем празднике обязательно. Люди ждут оценки своей работы, они хотят знать планы организации, им важны стабильность и вера в успех своего дела. Поэтому — никакой критики. Помните золотое правило руководителя: «Ругайте наедине, хвалите — при всех». Умело и к месту сказанная похвала начальника повышает эффективность работы сотрудника даже больше, чем прибавка к жалованию.
Успешные люди говорят: «Если тебе дали слово — сделай из него шоу». Помните, что выступление на новогоднем корпоративе и выступление на совещании — это два разных выступления. Никаких сложных графиков и длинных предложений. Только самая суть — яркая, наглядная, запоминающаяся.
Мудрый руководитель уважает аудиторию. Понимая, что сотрудники будут вынуждены слушать его хоть час (а куда они денутся?), он все равно ограничивается десятью минутами — люди уже настроены на празднование.
Но, несмотря на временные ограничения, хороший оратор всегда найдет в своем выступлении место для шутки или интересного факта (лучше — и то, и другое, главное, чтобы в тему). И улыбайтесь, господа, улыбайтесь, как говорил знаменитый герой Олега Янковского. Выступление руководителя — это уже начало веселого праздника.
Танцуют — все! В конкурсах участвуют тоже
Новогоднее празднование обычно состоит из нескольких частей — официальной (выступление руководителя и других важных персон), застолья с поздравительными речами, конкурсов и танцев.
Организаторам важно предусмотреть, чтобы, во-первых, официальная часть не была слишком долгой, а, во-вторых, конкурсы, танцы и прием пищи чередовались в разумной последовательности.
Например, не надо сразу брать быка за рога — устраивать залихватский конкурс через пять минут после того, как люди приступили к трапезе. Не следует проводить серию тостов — люди хотят общаться, а не только слушать поздравления.
Как правило, места за столами распределяются по отделам. Бухгалтеры сидят с бухгалтерами, хозяйственники — с хозяйственниками. Это не самое хорошее решение. Если руководитель хочет, чтобы коллектив стал дружнее, чтобы люди лучше узнали друг друга, он должен заняться вопросом размещения за столами. Желательно подобрать компании по возрасту. А чтобы они лучше узнали друг друга, объявить конкурс: за пять минут найти максимальное количество общего у людей за каждым столиком. Группы могут быть разные: котовладельцы, те, кто прыгал с тарзанки, кто ходил в одну школу, у кого один знак зодиака, у кого есть дети, внуки, кто теща, у кого есть машина и т. д. Выигрывает столик с наибольшим количеством общих групп, призом может стать бутылка шампанского.
И в дальнейшем конкурсы желательно проводить среди «столиков». Каждому столу нужно присвоить номер, организовать что-то типа жеребьевки, выдавать за победы бонусы. У какой группы под конец праздника больше бонусов — той полезный приз: например, каждому день к отпуску или официальное разрешение опоздать на два часа на работу (если руководитель может позволить себе такие широкие жесты).
Подарки, костюмы, желания…
Пара советов, которые помогут сделать праздник более ярким:
1. Тематическая вечеринка. Переодевание на Новый год давно и заслуженно популярно. Еще интереснее переодевание в едином стиле. Например, все приходят в наряды пиратов, гавайцев, стиляг или обитателей леса.
2. Проблему подарков можно решить, организовав заранее игру «Тайный Санта». Обговаривается стоимость подарка — не выше определенной суммы. Имена сотрудников пишутся на бумагах, бумаги перемешиваются. Каждый сотрудник выбирает одариваемого, вслепую вытягивая бумажку с именем, затем придумывает и покупает подарок, тайно подкладывает его своему «избраннику». А потом все пытаются угадать — кто что кому подарил.
Более простой вариант — каждый сотрудник приносит свой подарок. Подарки нумеруются и устраивается лотерея — кому что достанется.
А теперь — конкурс!
Популярность запроса «новогодние развлечения» в поисковиках в декабре резко возрастает. Назовем некоторые забавные конкурсы, подготовить и провести которые совсем не сложно.
«Песня наоборот» — творчески и быстро: участникам нужно угадать зашифрованные через антонимы строки известной песни. Классический пример: «В лесу родилась елочка, зимой она росла» — «На поле умер саксаул, летом он усох». Песенки «наоборот» легко придумываются. Есть в коллективе креативная личность — поручите ей это дело.
«Продолжение стиха» — весело и просто: берется строка известной песни — какой «столик» придумает наиболее веселое ее продолжение, тот и выиграл. Например, «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…» — «…когда семь лет исполнилось, то в первый класс пошла», «…и каждый раз под Новый год икать она могла».
«Больше песен» — несложно, громко, азартно: какой «столик» больше вспомнит и споет песен на новогоднюю тематику, тот выиграл. Повторяться нельзя, подпевать соперникам можно.
«Новый логотип» — абстрактно, но всем понятно: участники должны за пять минут нарисовать новый логотип учреждения и обосновать полет своих мыслей.
«Смелый художник» — рисково, таинственно: дамам-моделям присваивается номер, мужчины выбирают номер вслепую и начинают рисовать портреты. Зрители видят работу, модели — нет. Потом дамы должны угадать — кто из них кто на полотне «великого мастера».
* * *
Новогодних конкурсов, рецептов хорошего, яркого и интересного праздника довольно много. Организатору не обязательно рыться в Интернете, выискивая что-то наиболее ценное, подходящее, нестандартное. У него есть лучший источник информации — трудовой коллектив. Если недели за две до праздника обратиться к сотрудникам с просьбой прислать предложения по сценарию, наверняка многие откликнутся. Главное — заразить людей энтузиазмом, то есть самому почувствовать, что проведение новогоднего корпоратива — не обязанность, а почетная миссия. Замечено, что подготовка к мероприятию всем миром не менее интересна, чем само мероприятие. Хорошего вам праздника!