Актуальные вопросы, связанные с использованием автотранспорта станциями скорой медицинской помощи
Практика позволяет обобщить некоторые типичные вопросы бюджетных учреждений — станций скорой медицинской помощи — по учету и оформлению отдельных хозяйственных ситуаций, связанных с использованием автомобилей. В настоящей статье мы не только рассмотрим аспекты, которые касаются собственно учета, но и обозначим другие вопросы, возникающие на практике.
Указание маршрута следования автомобиля в путевом листе
Документом, подтверждающим расходы на приобретение ГСМ, является путевой лист. В действующем законодательстве РФ не сказано, что по автомобилям скорой помощи оформление путевых листов необязательно. Соответственно, путевые листы оформляются в общем порядке. При этом их оформление входит в должностные обязанности фельдшера-водителя скорой медицинской помощи. Это следует из Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
На практике у специалистов часто возникает вопрос: обязательно ли указывать в путевом листе маршрут движения автомобиля скорой помощи? Он связан с тем, что маршрут, по которому направляется автомобиль скорой помощи, фиксируется в журнале записи вызовов скорой помощи, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 02.12.2009 N 942 «Об утверждении статистического инструментария станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи». Поэтому некоторые специалисты полагают, что указание одной и той же информации в журнале записи вызовов скорой помощи и путевом листе является излишним.
Как следует из Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», маршрут следования не является обязательным реквизитом путевого листа. В то же время в путевом листе автомобиля скорой медицинской помощи необходимо указывать маршрут его движения. Отсутствие данных о маршруте следования не позволяет судить о том, что транспортное средство было использовано именно в служебных целях. Так, в частности, Минфин России в Письме от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 обратил внимание на то, что в отведенных для заполнения мест отправления и назначения строках и графах должен указываться конкретный путь следования. Запись «По заданию учреждения» не сможет подтвердить производственный характер расходов учреждения, и не будет проконтролирован пробег автомобиля. Поэтому в путевых листах следует указывать конкретный путь следования.
Вызовов за то или иное дежурство бывает крайне много, и часто возникает вопрос о том, что делать, если в путевом листе просто не хватает места, чтобы обозначить все маршруты вызовов.
Действующее законодательство РФ не регулирует данную ситуацию, нет и официальных разъяснений контролирующих ведомств на этот счет. Предлагаем практикующим специалистам воспользоваться следующей рекомендацией, которая отвечает целям оформления путевого листа и не запрещена нормативными актами. В данной ситуации к путевому листу необходимо приложить дополнительный лист. В нем следует продублировать шапку документа и указать: «Продолжение путевого листа от… N…».
Обратим ваше внимание на то, что фельдшера-водителя следует проинструктировать относительно порядка оформления информации о маршруте следования автомобиля. В частности, сотрудник должен понимать, что в документе указывается именно маршрут следования. Период нахождения в пробке не обозначается.
В тех случаях, когда при оформлении путевых листов допущены ошибки, необходимо принимать во внимание следующее. Вносить исправления в путевые листы не запрещено. Достаточно заверить поправки подписью водителя с указанием даты. Данный порядок внесения исправлений в путевые листы, являющиеся первичными учетными документами, определен п. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Нужно ли обеспечить автомобиль скорой помощи тахографом?
Обязанность обеспечить автомобили тахографами вытекает из положений п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, а также Правила использования, обслуживания тахографов и контроля их работы утверждены Приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36. Чтобы выяснить, следует ли оснащать тахографами автомобили скорой помощи, необходимо воспользоваться вышеприведенным документом.
В силу Приложения 2 к Приказу Минтранса России N 36 тахографами обеспечиваются следующие виды и категории транспортных средств:
— транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т (категория M2);
— транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т (категория M3);
— транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5, но не более 12 т (категория N2);
— транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т (категория N3).
Таким образом, обязательному оснащению тахографами подлежит не весь автотранспорт учреждений, а только те автомобили, которые вмещают не менее девяти человек.
В соответствии с п. 38 Инструкции N 157н <1> приобретенные учреждением тахографы удовлетворяют условиям принятия их к учету в составе основных средств, так как они будут использоваться в процессе деятельности учреждения в течение срока, превышающего 12 месяцев.
На практике часто возникает вопрос: должен ли учитываться тахограф отдельно или в комплексе с автомобилем, который им оснащен, если установка тахографа производится после того, как сформирована первоначальная стоимость транспортного средства?
Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции N 157н).
Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей — основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Таким образом, поскольку транспортное средство может выполнять свои функции без тахографа, данный прибор следует учитывать в качестве отдельного объекта основных средств.
Напомним, что в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы учреждений на установку тахографов следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Если же тахограф приобретается в одной организации, а устанавливает его другая компания, расходы на его установку (монтаж) отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Как учитывать затраты на приобретение спутниковых навигационных систем?
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.02.2009 N 22-ФЗ «О навигационной деятельности» для повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров транспортные средства подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами. Перечень таких транспортных средств определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Приобретенная станциями скорой помощи аппаратура спутниковой навигации удовлетворяет условиям принятия ее к учету в составе основных средств, так как она будет использоваться в процессе деятельности учреждения в течение срока, превышающего 12 месяцев (п. 38 Инструкции N 157н). Операции по приобретению и установке аппаратуры спутниковой навигации отражаются в учете в том же порядке, что и операции по приобретению и установке тахографов.
На практике актуальным является вопрос учета затрат на обслуживание системы спутниковой навигации. Обратимся к Информации Федерального казначейства «Ответы на вопросы, поступившие от территориальных органов Федерального казначейства к Видеоконференции (11 июня 2013 г.)». Несмотря на то что статуса нормативного акта у данного документа нет, он содержит важные выводы, отражает позицию Федерального казначейства по рассматриваемому вопросу и может быть легко найден в справочных правовых системах. В частности, в данной Информации приведен ответ на вопрос, по какому коду КОСГУ следует отражать расходы на оплату услуг по техническому обслуживанию и сопровождению аппаратно-программного комплекса автоматизированной навигационной системы управления контроля за работой автотранспорта ГЛОНАСС.
Федеральное казначейство разъяснило, что данные расходы следует относить на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, но для более точного ответа необходимо подробно изучить конкретный договор. Достаточно часто у практикующих специалистов возникает вопрос, какие положения договора могут свидетельствовать о необходимости применения иной подстатьи.
В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен Указаниями N 65н. В данном документе сказано, что на подстатью 225 относятся расходы на оплату договоров по выполнению работ и оказанию услуг с целью поддержания технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов на изначально предусмотренном уровне.
Абонентское обслуживание чаще всего направлено на обеспечение качественного функционирования объекта. Поэтому такие расходы относятся на подстатью 225 КОСГУ. Однако по факту под термином «абонентское обслуживание» могут подразумеваться и иные работы. На законодательном уровне понятия «абонентское обслуживание системы спутниковой навигации» и «сопровождение аппаратно-программного комплекса автоматизированной навигационной системы» не определены.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 Федеральное казначейство не наделено полномочиями по проведению экспертизы договоров гражданско-правового характера, заключаемых получателями бюджетных средств. Поэтому в упомянутом выше документе информационного характера используется такая осторожная формулировка.
Можно ли использовать данные спутниковых навигационных систем для списания затрат на ГСМ?
Остановимся еще на одном вопросе, который часто возникает у практикующих специалистов и находится в большей степени в сфере регулирования трудового законодательства: как быть, если сведения о пройденном километраже по данным системы спутниковой навигации не соответствуют данным из путевого листа?
Рассмотрим типичный пример судебного толкования подобной ситуации. По материалам одного из дел в ходе проверки путевой документации автомобиля скорой медицинской помощи, оборудованного системой управления станции скорой медицинской помощи (на базе системы ГЛОНАСС), было выявлено расхождение данных путевых листов и показаний вышеуказанной системы в части значений километража маршрутов в сменах работника. Организация-работодатель обратилась к сотруднику с требованием возместить ущерб. Суд же указал, что сам факт расхождения не свидетельствует о том, что работник отклонялся от маршрута или сливал топливо (см. Решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 11.04.2013 N 2-555/2013).
Важно понимать, что у системы ГЛОНАСС имеются свои особенности. В автоматизированном режиме система рассчитывает расстояние до населенных пунктов не исходя из фактических километров дороги, а по прямой, то есть с искажениями. Кроме того, не все населенные пункты внесены в базу данных, поэтому часть поездок вообще не учитывается. Поэтому, хотя на практике действительно иногда имеют место злоупотребления (аппаратуру накрывают фольгой, а показания спидометра корректируют путем технического вмешательства), все-таки хотелось бы предостеречь работодателей от поспешных выводов в отношении работников.
Как учесть затраты на приобретение светоакустической панели для автомобиля скорой помощи?
Как правило, автомобиль скорой медицинской помощи приобретается полностью укомплектованным. Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос о том, по какой статье КОСГУ следует отражать расходы на приобретение светоакустической панели взамен вышедшей из строя.
В данном случае речь идет просто о замене аналогичной детали. Поэтому применяется статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Как рассчитать транспортный налог по автомобилям скорой помощи?
При решении вопроса о необходимости исчисления и уплаты транспортного налога по автомобилям скорой медицинской помощи нужно принимать во внимание п. 2 ст. 358 НК РФ, которым установлен перечень транспортных средств, не являющихся объектами обложения транспортным налогом. Автомобили скорой помощи в него не входят, поэтому по общему правилу по ним уплачивается транспортный налог.
Транспортный налог является региональным налогом, который вводится в действие законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно размеров ставок, указанных в ст. 361 НК РФ.
Например, на основании ст. 2 Областного закона Смоленской области от 30.11.2011 N 114-ФЗ «О налоговых льготах на 2012 — 2014 годы» организации освобождаются от уплаты транспортного налога, в частности, в отношении машин скорой помощи и санитарных автомобилей. А согласно Закону Брянской области от 09.11.2002 N 82-з для станций скорой медицинской помощи налоговая ставка снижается на 10%. Аналогичные положения есть в ряде других нормативных актов регионального уровня. Поэтому при решении вопроса об уплате транспортного налога прежде всего необходимо изучить региональную законодательную базу.