Дополнительные основания увольнения муниципальных служащих

увольнение служащих

Кроме оснований увольнения, предусмотренных Трудовым кодексом, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя по дополнительным основаниям, установленным ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее — Закон N 25-ФЗ). Что это за основания, когда они применяются, как оформляется увольнение? Поговорим на данную тему в статье.

 

Статьей 19 Закона N 25-ФЗ предусмотрены следующие дополнительные основания расторжения трудового договора (контракта) (далее — трудовой договор) с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя (работодателя) (далее — работодатель):

— достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

— прекращение гражданства РФ, прекращение гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

— несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ;

— применение административного наказания в виде дисквалификации.

Обратите внимание, что в ст. 19 предусмотрено право работодателя расторгнуть трудовой договор по указанным основаниям, а не обязанность.

Рассмотрим, что же они собой представляют, более подробно.

 

Достижение предельного возраста

 

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 25-ФЗ общий предельный возраст для замещения должности муниципальной службы составляет 65 лет.

Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе служащих, достигших предельного возраста. При этом однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год (ч. 2 ст. 19 Закона N 25-ФЗ).

Поскольку Законом N 25-ФЗ не установлено, сколько раз может быть продлен такой срок, до какого возраста он может продлеваться, можно предположить, что количество таких продлений не ограничено и остается на усмотрение работодателя.

 

К сведению. Исключение предусмотрено для ректоров, проректоров, руководителей филиалов (институтов) государственного или муниципального высшего учебного заведения, срок пребывания в должности которых установлен ст. 332 ТК РФ и может продлеваться до достижения ими возраста 70 лет. Для государственных гражданских служащих установлен предельный возраст 60 лет, который может быть продлен до 65 лет (ст. 25.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее — Закон N 79-ФЗ)).

 

Инициатором продления предельного срока может быть как сам служащий, обратившийся к работодателю с письменным заявлением, так и работодатель. В любом случае решение о продлении или отказе в этом принимает работодатель и издает соответствующий муниципальный правовой акт — приказ (распоряжение) о продлении срока нахождения на службе. Как при этом вносить изменения в трудовой договор — путем заключения нового договора или дополнительного соглашения, разъяснений также нет. Попробуем разобраться.

В отличие от муниципалов, с государственным гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, в случае продления срока прохождения службы может быть заключен срочный трудовой договор, что прямо предусмотрено п. 6.1 ч. 4 ст. 25 Закона N 79-ФЗ.

Заключить срочный трудовой договор с муниципальным служащим можно, только если ранее заключенный с ним договор был также срочным. Но в то же время новый трудовой договор не может быть заключен в силу запрета, установленного ч. 2 ст. 13 Закона N 25-ФЗ, поскольку гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Остается руководствоваться ст. 72 ТК РФ. Единственный вариант оформления продолжения служебных отношений в случае принятия работодателем решения о продлении срока нахождения на муниципальной службе — заключение дополнительного соглашения к трудовому договору. Если соглашение заключается к срочному трудовому договору, его срок продлевается на период не более одного года, а если трудовой договор бессрочный, изменяют его условие и устанавливают срок его действия также на соответствующий период, не превышающий один год.

Также отметим, что поскольку в силу ч. 2 ст. 19 Закона N 25-ФЗ предусматривается продление срока нахождения на муниципальной службе, а не срока замещения занимаемой должности муниципальной службы, то при продлении такого срока служащий может занимать другую должность муниципальной службы. Тогда оформляется перевод. Сделать это можно одновременно с оформлением продления срока одним приказом (распоряжением) и одним соглашением к трудовому договору. Запись о постоянном переводе вносится в трудовую книжку служащего.

Требований о том, нужно ли уведомлять муниципального служащего, если работодатель хочет расторгнуть с ним трудовой договор по достижении предельного возраста 65 лет, в законодательстве нет. Однако считаем, что в разумный срок до наступления такого возраста следует направить служащему уведомление о том, что в связи с наступлением предельного возраста для замещения муниципальной службы трудовой договор расторгается по инициативе работодателя в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ.

Приказ (распоряжение) в силу ст. 14 ТК РФ издается на следующий день после наступления предельного возраста и служащий должен ознакомиться с ним под роспись. Исходя из п. 14 Правил ведения и хранения трудовых книжек , согласно которому записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора вносятся в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона, делают следующую запись в трудовую книжку: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

 

Прекращение гражданства РФ

 

В соответствии с п. 6, 7 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на такой службе в случае:

— прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в силу которого гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

— наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.

 

К сведению. На муниципальную службу помимо граждан РФ, достигших возраста 18 лет, владеющих государственным языком РФ и соответствующих квалификационным требованиям (ст. 16 Закона N 25-ФЗ), могут приниматься иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, допуск к муниципальной службе которых установлен международными договорами. На сегодня это граждане республик Армения, Киргизия, Туркменистан, Казахстан и Белоруссия. При этом некоторыми международными договорами установлены ограничения по должностям. Граждане Киргизии и Казахстана, например, не могут занимать должности глав областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций и их заместителей.

 

Итак, если муниципальный служащий вышел из гражданства РФ или приобрел гражданство иностранного государства, согласно ст. 12 Закона N 25-ФЗ в день выхода или приобретения он обязан сообщить об этом представителю нанимателя. И хотя согласно ст. 19 Закона N 25-ФЗ работодатель может уволить служащего по основаниям, перечисленным в данной статье, — расторгнуть трудовой договор по этому основанию он обязан, поскольку ст. 13 Закона N 25-ФЗ запрещает находиться на муниципальной службе данным лицам.

Увольнение осуществляется по приказу (распоряжению) работодателя. Заметим, что другим основанием увольнения муниципального служащего, установленным п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, является несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, а прекращение гражданства РФ и приобретение гражданства иностранного государства относится именно к ограничениям, установленным ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Возникает вопрос: какое основание указывать в трудовой книжке служащего — п. 2 или п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ?

Существует мнение (которого придерживаемся и мы), что если служащий своевременно сообщил работодателю о факте выхода из гражданства РФ или получении гражданства другого государства, его следует уволить по п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ и запись будет выглядеть так: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с выходом из гражданства РФ (получением гражданства иностранного государства), пункт 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Если же служащий своевременно не сообщил о данном факте, он подлежит увольнению в связи с несоблюдением установленных законом ограничений и запретов по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, который мы и рассмотрим ниже.

 

Несоблюдение служащим ограничений и запретов

 

Муниципальный служащий может быть уволен с муниципальной службы в случае несоблюдения им ограничений и запретов, связанных с такой службой, установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ. Ограничения, при которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а служащий не может находиться на ней, установлены в ст. 13, в ст. 14 перечислены запреты, связанные с прохождением муниципальной службы, в ст. 14.1 говорится об урегулировании конфликта интересов на муниципальной службе, а в ст. 15 — об обязанности муниципального служащего предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При этом обязанность уволить служащего у представителя нанимателя возникает только при выявлении ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ. В остальных случаях тот может быть уволен, а может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

 

Обратите внимание! Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется ст. 193 ТК РФ. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен муниципальным правовым актом от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания (ст. 27 Закона N 25-ФЗ).

 

При увольнении муниципального служащего в связи с нарушением им установленных законом ограничений и запретов работодатель издает приказ (распоряжение) об увольнении служащего, а в трудовой книжке производится следующая запись: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с нарушением установленных законом ограничений и запретов, пункт 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Рассмотрим несколько решений судов, связанных с увольнением по данному основанию.

Прокурор Березовского района Красноярского края подал иск в интересах Российской Федерации к Главе поселка Березовка Березовского района Красноярского края муниципальному служащему администрации Березовки С. С. о признании незаконными его действий по заключению трудового договора с С., возложении обязанности отменить распоряжение о приеме на работу и расторгнуть трудовой договор.

Распоряжением С. С. от 10.01.2012 N 1 С. принята на должность муниципальной службы — специалиста 1-й категории по организации и оперативным вопросам администрации поселка Березовка и в этот же день с ней заключен трудовой договор на неопределенный срок. При этом С. является дочерью С. С., то есть они близкие родственники. Поскольку должность специалиста 1-й категории находилась в подчинении заместителя Главы поселка Березовка, С. С. посчитал, что не нарушает положения п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ о том, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Однако данный довод С. С. не был принят судом. Кроме того, суд отметил: наличие подчиненности и подконтрольности дополнительно подтверждается тем обстоятельством, что в период отпуска и иного временного отсутствия заместителя Главы на рабочем месте непосредственным руководителем автоматически становится в порядке подчиненности Глава поселка, который в полном объеме имеет полномочия контролировать деятельность специалиста, соблюдение трудовой дисциплины, давать поручения, требовать их исполнения, применять меры поощрения и взыскания. Таким образом, трудовой договор с С. подлежит расторжению по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ.

Исковые требования прокурора решением суда первой инстанции были удовлетворены, судебной коллегией апелляционной инстанции оно было оставлено без изменений (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 28.11.2012 по делу N 33-10472).

Также было оставлено без изменений Решение Центрального районного суда г. Волгограда, которым было отказано в восстановлении на работе Г.

Г., являясь муниципальной служащей и занимая должность начальника отдела патриотической работы и пропаганды здорового образа жизни комитета по делам молодежи администрации Волгограда, была уволена по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Приказом председателя комитета по делам молодежи администрации Волгограда Г. уволили за нарушение требований ст. 15 Закона N 25-ФЗ, а именно за непредставление в установленный срок сведений о своих расходах, расходах своего супруга и несовершеннолетних детей.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона N 25-ФЗ муниципальные служащие, замещающие должности, включенные в соответствующий перечень, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для их представления государственными гражданскими служащими субъектов РФ.

Срок представления сведений был определен Положением администрации Волгограда, утвержденным постановлением главы Волгограда, — не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Должность Г. была включена в перечень должностей муниципальной службы администрации Волгограда, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации Волгограда обязаны представлять сведения о доходах.

Г. нарушила сроки представления сведений о доходах, декларации ею были сданы в июне. При этом Г. в качестве причин нарушения срока указала, что она не была уведомлена работодателем о представлении декларации в срок до 30 апреля 2011 года и не получила бланки декларации. Кроме этого, в период, предшествующий 30.04.2011, она была лишена возможности представить декларацию в силу уважительных причин (болезни членов семьи, очередного отпуска).

Однако суд не принял доводы Г. и ее увольнение было признано законным (Кассационное определение Волгоградского областного суда от 18.01.2012 по делу N 33-64/12).

 

Обратите внимание! В случае несоблюдения муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции ст. 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ, служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия (ч. 1, 2 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ).

 

С целью профилактики и выявления коррупционных нарушений подразделение кадровой службы соответствующего муниципального органа может проводить проверки.

Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии (ч. 4 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ).

На основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, рекомендации комиссии, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию, объяснений муниципального служащего и иных материалов работодатель принимает решение о наложении на служащего дисциплинарного взыскания (вплоть до увольнения).

Так, в соответствии с ч. 2.3 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию данного конфликта — это правонарушение, влекущее увольнение с муниципальной службы. Согласно ч. 5 ст. 15 Закона N 25-ФЗ непредставление служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений также является правонарушением, влекущим увольнение с муниципальной службы.

Таким образом, муниципальный служащий подлежит увольнению за утрату доверия, если он не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и не представил или представил заведомо недостоверные или неполные сведения о доходах. Обязательное условие увольнения — наличие вины служащего в совершенных действиях.

Применяя взыскания, предусмотренные ст. 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ, необходимо учитывать характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим его должностных обязанностей.

 

Примечание. В акте о применении к муниципальному служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается ч. 1 или 2 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ.

 

Что касается записи в трудовую книжку, руководствуясь п. 14 Правил, предлагаем такой вариант: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с утратой доверия за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" или "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с утратой доверия за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

 

Дисквалификация муниципального служащего

 

Последним дополнительным основанием увольнения муниципального служащего, установленным ст. 19 Закона N 25-ФЗ, является применение административного наказания в виде дисквалификации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ дисквалификация — один из видов административных наказаний, устанавливаемых за совершение административных правонарушений. В соответствии с ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Поскольку в силу указанной статьи КоАП РФ служащий лишается права замещать должность муниципальной службы, то в случае обнаружения факта дисквалификации работодатель обязан расторгнуть трудовой договор со служащим.

 

Обратите внимание! Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей. При этом срок наказания может составлять от шести месяцев до трех лет.

 

Как правило, работодателю известно, что в отношении служащего ведется административное производство. Поэтому, получив постановление суда, он издает приказ (распоряжение) о расторжении трудового договора с дисквалифицированным муниципальным служащим.

Запись в трудовой книжке в этом случае будет выглядеть так: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с применением административного наказания в виде дисквалификации, пункт 4 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Возможно, служащий был дисквалифицирован на предыдущем месте службы, но записи об этом в трудовой книжке нет. В таком случае кадровая служба муниципального образования в силу п. 12 ст. 28 Закона N 25-ФЗ может выяснить, действует ли в отношении кандидатов, претендующих на должности муниципальных служащих в орган местного самоуправления, мера ответственности в виде дисквалификации.

Осуществляется это путем направления запроса в орган, который ведет реестр дисквалифицированных лиц, — в Федеральную налоговую службу. В соответствии с п. 2 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805, реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Федеральной налоговой службой в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:

— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;

— организация, в которой указанное лицо работало во время совершения правонарушения, и должность, которую оно занимало;

— дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

— срок дисквалификации, даты его начала и истечения;

— наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;

— сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;

— основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;

— дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Согласно п. 5 названного Положения информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Она предоставляется всем заинтересованным лицам (физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления) по соответствующему запросу о конкретном лице. Органам государственной власти и местного самоуправления информация предоставляется бесплатно. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

 

Обратите внимание! Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится по истечении срока дисквалификации или в случае отмены постановления о дисквалификации.

 

В отличие от ст. 19 Закона N 25-ФЗ, которой увольнение в связи с дисквалификацией отнесено к увольнению по инициативе работодателя, Трудовым кодексом данное основание отнесено к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Однако в этом случае действует специальная норма, то есть увольнение дисквалифицированного муниципального служащего осуществляется не по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, а по п. 4 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Поэтому перед увольнением служащего работодатель не обязан предлагать ему другую вакантную должность или работу (как соответствующую его квалификации, так и нижестоящую или нижеоплачиваемую должность), как предусмотрено ст. 83 ТК РФ.

Подчеркнем, что если с дисквалифицированным лицом будет заключен трудовой договор в должности руководителя организации, организации грозит штраф в размере до 100 тыс. руб. Дисквалифицированное лицо за управление организацией в течение срока дисквалификации может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (ст. 14.23 КоАП РФ).

В заключение отметим: поскольку увольнение муниципальных служащих в соответствии со ст. 19 Закона N 25-ФЗ отнесено к увольнению по инициативе работодателя, следует учитывать положения ст. 81 и 261 ТК РФ, согласно которым не допускается увольнение по инициативе работодателя работника (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в периоды его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске, а также расторжение трудового договора с беременной женщиной.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.