Рассылка рекламы по почте
Организация изготовила каталоги продаваемого товара и по почте разослала их потенциальным покупателям. Как следует квалифицировать затраты, связанные с изготовлением данных каталогов?
Листовки, каталоги, флаеры, рассылаемые по почте, несмотря на развитие интернет-рекламы, по-прежнему пользуются устойчивым спросом. Поэтому на практике часто возникают сомнения по поводу вариантов учёта расходов на почтовую рассылку в бухгалтерском и налоговом аспектах.
Почтовая рассылка предложений, как правило, осуществляется путём направления потенциальным покупателям конверта с информацией о предлагаемых к приобретению товарах. Это может быть, например, бланк заказа, открытка (конверт) для ответа о принятом решении и т. д.
Причём предложение может быть адресовано как конкретному лицу, так и неопределённому кругу лиц.
Практика показывает, что адресное распространение рекламных материалов более эффективно, поскольку предложение получают лица, которые уже более или менее заинтересованы в рекламируемом продукте.
Что до безадресной рассылки, то при грамотном подходе она также может стать эффективным способом привлечения к продукту внимания неопределённого круга лиц.
От характера рассылки — адресная или безадресная — и будет зависеть способ налогового учёта затрат по распространению рекламной продукции.
Для исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведённых расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ) при условии их соответствия пункту 1 статьи 252 НК РФ. То есть они должны быть обоснованными и документально подтверждёнными затратами, осуществлёнными (понесёнными) налогоплательщиком.
Напомним, что реклама-это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ «О рекламе»).
Под неопределённым кругом лиц подразумеваются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (разъяснения ФАС России от 14.06.12).
Расходы на рекламу производимых (приобретённых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
К рекламным расходам организации, учитываемым для целей налогообложения прибыли без ограничений, относятся (п. 4 ст. 264 НК РФ):
— расходы на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино — и видеообслуживании;
— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Это закрытый перечень, который не подлежит расширительному толкованию.
Иные виды рекламы в главе 25 НК РФ не названы, поэтому они квалифицируются исходя из норм рекламного законодательства, поскольку институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей российского законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Прямая почтовая рассылка считается офертой (ст. 434-437 ГК РФ), в то же время в статье 437 ГК РФ указаны признаки, которые позволяют отличать оферту от приглашения делать оферту.
Например, приглашением делать оферты считается реклама и иные предложения, адресованные неопределённому кругу лиц (если иное не оговорено в самой рекламе).
Офертой (публичной офертой) признаётся предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого ясно следует воля лица заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся.
Цель оферты — заключить договор с конкретным потребителем.
Цель же рекламы иная — донести информацию до неопределённого круга лиц. В отличие от оферты реклама не имеет цели информировать потенциального партнёра о существенных условиях договора.
Таким образом, если налогоплательщик осуществляет рассылку рекламных буклетов на конкретные адреса без указания Ф. И.О. конкретного лица, которому адресован данный буклет, то затраты на изготовление каталогов продукции должны быть включены в состав расходов организации на рекламу в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ (см. письмо Минфина России от 04.07.13 N 03-03-06/1/25596).
Расходы на рассылку рекламных буклетов по конкретным адресам с указанием Ф. И.О. конкретных получателей признаются расходами, связанными с реализацией этих товаров, и могут учитываться в целях налогообложения прибыли (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 15.07.13 N 03-03-06/1/27564).
Расходы же на безадресную рассылку рекламных материалов, расходы на их изготовление и на доведение до потенциального потребителя рассматриваются как рекламные (письмо Минфина России от 03.11.10 N 03-03-06/1/688).
Расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, осуществлённые налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются нормируемыми: они признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьёй 249 НК РФ.
Затраты на приобретение и изготовление каталогов, буклетов и прочих материалов принимаются при расчёте налога на прибыль полностью.
Расходы по отправке подобной информации, в том числе на раскладку по почтовым ящикам, следует считать нормируемыми рекламными расходами, учитываемыми в пределах 1% от выручки (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Расходы по отправке рекламных материалов путём безадресной доставки на основании договоров возмездного оказания услуг являются для целей налогообложения прибыли нормируемыми рекламными расходами, признаваемыми для целей налогообложения с учётом ограничений, установленных пунктом 4 статьи 264 НК РФ (письмо Минфина России от 12.01.07 N 03-03-04/1/1 и др.).
Если реклама предназначена для неопределённого круга лиц, то расходы на изготовление печатных рекламных материалов можно принять для целей налогообложения прибыли в полном объёме, а расходы на их распространение нормируются (поэтому в акте о выполнении работ расходы по распространению лучше указывать отдельно).
Таким образом, затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, относятся к расходам организации на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ). Если распространение каталогов произведено потенциальным клиентам, круг которых известен, то в данном случае отсутствует признак неопределённости круга лиц, до которых доводится информация. Поэтому затраты организации на изготовление и почтовую рассылку каталогов не могут быть отнесены к расходам на рекламу.
Что касается НДС, то можно сказать следующее: от налогообложения НДС освобождается передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Таким образом, распространение рекламной продукции, стоимость которой превышает 100 руб., облагается НДС в общеустановленном порядке (подп. 25 п. 3 ст. 149, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, письмо Минфина России от 25.10.10 N 03-07-11/424).
В целях бухучёта расходы на рекламу, т. е. коммерческие расходы, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н), причём затраты на рекламу нормированию не подлежат.
Рекламные расходы в бухучёте признаются при условии, что они (п. 16 ПБУ 10/99):
— производятся в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
— сумма расхода может быть определена;
— есть основания полагать, что в результате конкретной операции произойдёт уменьшение экономических выгод организации.
Указанные расходы признаются в бухгалтерском учёте в том отчётном периоде, в котором они имели место, независимо от времени их фактической оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).
Данные расходы отражаются по дебету счёта 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с кредитом счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Сумма НДС, предъявленная специализированной компанией, учитывается по дебету счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» и кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Списание сумм НДС, накопленных на счёте 19, отражается по кредиту этого счёта в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам» субсчёт «Расчёты по НДС».