Специальная оценка условий труда — на что обратить внимание?

спецоценка условий труда

Новый механизм специальной оценки условий труда, 1 января 2014 года пришедший на смену аттестации рабочих мест (АРМ), внес существенные коррективы в действия работодателей. Теперь им предстоит на практике опробовать некоторые принципиально новые процедуры, а также разобраться в том, в каких случаях по-прежнему используются результаты АРМ, а когда (и каким образом) — результаты спецоценки. Рассмотрим эти и другие вопросы в настоящей статье.

Когда оценивать?

Напомним, что согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ) спецоценка представляет собой комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом принятия мер защиты. После совершения указанных действий на каждом исследуемом рабочем месте устанавливается класс (подкласс) условий труда.

Как и в случае с АРМ, спецоценка должна проводиться не реже одного раза в пять лет, причем этот срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (п. 4 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ). Если же рабочие места организации были аттестованы до начала 2014 года по старым правилам, результаты АРМ будут действительны (п. 4 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ). Работодатель может не осуществлять спецоценку в отношении таких мест в течение пяти лет со дня завершения последней аттестации, однако он также вправе досрочно провести процедуры, установленные Федеральным законом N 426-ФЗ. Иными словами, казенному учреждению, аттестовавшему рабочие места, например, в сентябре 2012 года, необходимо организовать на них специальную оценку условий труда до сентября 2017 года.

Однако существуют особенности, влияющие на конкретные сроки проведения указанных мероприятий. В частности, в отношении мест, работа на которых не связана с негативными воздействиями (ранее на них не были установлены вредные или опасные условия труда, сотрудникам не назначается досрочная трудовая пенсия и не предоставляются соответствующие гарантии и компенсации), спецоценка может проходить поэтапно. Согласно п. 6 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ подобная работа должна завершиться до 31 декабря 2018 года.

В то же время у организации может возникнуть обязанность внепланово (то есть досрочно) оценить условия труда работников. Такое возможно в нескольких случаях, перечисленных в п. 1 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ, в частности:

1) при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) при изменении технологического процесса, применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;

3) при несчастном случае на производстве или выявлении профзаболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных факторов.

На указанных рабочих местах внеплановая спецоценка должна быть организована в течение шести месяцев со дня наступления того или иного события.

Какие рабочие места оценивать?

Федеральный закон N 426-ФЗ делает лишь несколько исключений, позволяющих организациям не проводить спецоценку на тех или иных рабочих местах. Согласно п. 3 ст. 3 закона эта процедура не осуществляется в отношении условий труда надомников и дистанционных работников. Кроме того, предполагается, что изучение условий на рабочих местах государственных гражданских и муниципальных служащих будет проходить в особом порядке. В пункте 4 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ сказано, что процедуры оценки условий труда указанных работников должны регулироваться законами и нормативными актами о государственной и муниципальной службе, принятыми на федеральном и региональном уровнях. Однако на момент написания статьи таких документов издано не было.

Но здесь возникает вопрос: как быть с рабочими местами офисных сотрудников, оснащенными компьютерами и оргтехникой? Ведь до 2014 года у работодателей не было обязанности исследовать условия труда на них.

Среди исключений, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ, данный случай не упомянут, то есть офисные рабочие места теперь нужно подвергать специальной оценке условий труда. Иначе организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Причем если сегодня штрафы составляют от 1 000 до 5 000 руб. (для должностных лиц) и от 30 000 до 50 000 руб. (для юридических лиц), то с 1 января 2015 года суммы увеличатся. Вступит в силу дополнительная ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает за непроведение спецоценки штрафы от 5 000 до 10 000 руб. (для должностных лиц) и от 60 000 до 80 000 руб. (для юридических лиц).

Отметим, что обязанность работодателей оценивать условия труда офисных сотрудников может и не повлечь инструментальных измерений в отношении их рабочих мест. Если при проведении на них идентификации потенциально вредных и опасных факторов последние не будут обнаружены, дальнейшие исследования и замеры не потребуются.

Другой важный момент. Сократить количество рабочих мест, на которых организация должна оценивать условия труда, позволит выделение аналогичных рабочих мест. Ранее это было предусмотрено процедурой АРМ, теперь — процедурой спецоценки (п. 6 ст. 9, п. 1 ст. 16 Федерального закона N 426-ФЗ).

Работодатели вправе оценить условия труда только на 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем на двух), а результаты исследования применить ко всем рабочим местам, являющимся аналогичными. Однако если в ходе изучения выяснится, что хотя бы одно из этих мест не соответствует признакам аналогичности, то исследованиям должно подвергнуться каждое из них.

Кроме того, существует группа особых рабочих мест, на которую организациям следует обратить особое внимание (они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 14.04.2014 N 290 ).

В частности, в документе названы рабочие места:

Медработников, оказывающих скорую (скорую специализированную) медпомощь в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации;

Медработников, расположенные в медицинских помещениях, в которых необходимо поддерживать особое микробиологическое состояние среды и устойчивый режим функционирования медицинского оборудования (отделениях реанимации, интенсивной терапии, операционных);

Медработников, осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования);

Спортсменов, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в них;

Творческих работников, перечень профессий и должностей которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 ;

Работников, осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, ремонтно-восстановительных работ.

Спецоценку на указанных рабочих местах планируется проводить с учетом особенностей, которые должен установить Минтруд (срок утверждения ведомственного приказа — до 1 января 2015 года). А поскольку данный перечень имеет прямое отношение к некоторым казенным учреждениям, которые работают в сферах здравоохранения, спорта, культуры, СМИ или ведут аварийно-спасательную деятельность, то этим учреждениям необходимо следить за изменением подзаконной базы.

В настоящее же время условия труда на названных рабочих местах оцениваются в общем порядке (п. 5 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ).

Как проводить идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов?

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов — принципиально новый этап, с которого теперь должна начинаться оценка условий труда. Согласно п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ эксперт специализированной организации (привлекается для проведения спецоценки) должен сопоставить и установить совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с позициями Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н.

Важно, что идентификация проходит исключительно документально, без каких-либо замеров. Для этого привлеченный эксперт должен изучить ряд документов (перечислены в п. 4 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда РФ N 33н (далее — Методика)). В частности, среди изучаемых документов и материалов могут оказаться техническая документация на производственное оборудование, используемое сотрудником на рабочем месте, должностная инструкция, сертификаты соответствия оборудования и сырья, результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований вредных и (или) опасных факторов. Эксперт также может осмотреть рабочее место, ознакомиться с работой сотрудника, опросить работника и его непосредственного руководителя.

Затем специалист по спецоценке должен установить совпадение факторов, имеющихся на обследуемом рабочем месте, и факторов, предусмотренных вышеназванным классификатором, причем сделать это нужно путем сравнения наименований (п. 5 Методики). Если такие совпадения установлены, факторы рабочей среды признаются вредными и (или) опасными и подлежат последующим исследованиям и измерениям (п. 6 Методики). Если совпадений не обнаружено либо имеющиеся факторы не соответствуют позициям классификатора, условия труда на данном рабочем месте признаются допустимыми, а дальнейшие исследования не проводятся (п. 7, 8 Методики).

Идентификацию необходимо проводить в отношении всех рабочих мест, включая те, которые ранее по результатам АРМ были признаны безопасными и освобождены от повторной аттестации. Исключением из этого правила стали только рабочие места с безусловным негативным воздействием на персонал. Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ к ним относятся:

Рабочие места работников, чьи профессии, должности и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии;

Рабочие места, на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

Рабочие места, на которых по результатам ранее проведенной АРМ или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

На этих рабочих местах сразу проводятся исследования и измерения.

Как подавать декларацию соответствия?

Новой процедурой является и декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Эта процедура проводится в отношении тех рабочих мест, на которых по результатам идентификации не были выявлены вредные и (или) опасные факторы.

Как сказано в п. 1 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ, работодатель должен представить данную декларацию в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения. Можно либо лично подать документ, либо направить его почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо заполнить соответствующую форму на официальном сайте Роструда, подписав ее квалифицированной электронной подписью организации (п. 3, 4 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 N 80н (далее — Порядок N 80н)).

Казенное учреждение (как и любой другой работодатель) должно подать декларацию в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки в отношении декларируемых рабочих мест (п. 5 Порядка N 80н). В документе нужно перечислить наименования должностей, профессий или специальностей сотрудников, занятых на декларируемых рабочих местах, их индивидуальные номера, а также численность занятых работников в отношении каждого рабочего места. Если в учреждении имеются аналогичные рабочие места и они подлежат декларированию, в документ включаются сведения обо всех таких местах (п. 6 Порядка N 80н).

Поданная декларация действует в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 4 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ). И если в период ее действия с работниками, занятыми на задекларированных рабочих местах, не произошло никаких инцидентов (несчастных случаев на производстве, профзаболеваний), то срок действия документа продлевается еще на пять лет (п. 7 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ), то есть повторно подавать декларацию не потребуется. Однако если инцидент все-таки случился, действие декларации в отношении данного рабочего места прекращается и проводится его внеплановая спецоценка (п. 5 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ).

Где использовать результаты спецоценки?

Полученные результаты спецоценки используются во всех процедурах в сфере охраны труда (перечислены в ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ). В частности, при отсутствии вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах организация должна поддерживать их в безопасном состоянии (например, пп. 4, 5). Работодатель может использовать полученные результаты при расчете скидок к страховому тарифу на травматизм (пп. 8), а также включать их в статистическую отчетность об условиях труда (пп. 10).

При признании условий труда на рабочих местах вредными и (или) опасными организации придется проводить мероприятия по улучшению этих условий и нести повышенную социальную нагрузку, в частности:

— обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (пп. 3);

— предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ (пп. 6);

— начислять страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу, который зависит от класса и подкласса условий труда (пп. 7);

— устанавливать надбавку к страховому тарифу на травматизм (пп. 8).

В этих же целях применяются действующие результаты АРМ (п. 4 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ). Иными словами, если казенное учреждение аттестовало свои рабочие места в сентябре 2012 года, оно вправе до сентября 2017 года использовать результаты данной аттестации при установлении скидок и надбавок к страховому тарифу на травматизм, дополнительного тарифа пенсионных взносов и т. д.

Остановимся подробнее на некоторых особенностях использования результатов спецоценки (АРМ).

Компенсации работникам

Введение нового механизма спецоценки повлекло за собой ряд изменений трудового законодательства (см. Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 421-ФЗ)), которые вступили в силу 1 января 2014 года. В целом гарантии и компенсации сотрудникам, работающим во вредных и (или) опасных условиях, не изменились. В силу ст. 92, 117 и 147 ТК РФ им должны предоставляться:

— повышенная оплата труда (не менее чем на 4% тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда);

— дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней;

— сокращенная рабочая неделя (не более 36 часов).

Однако компенсации теперь получат не все. Согласно ст. 117 ТК РФ дополнительный отпуск устанавливается тем работникам, условия труда которых отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда, а сокращенная неделя — тем, кто работает во вредных (3-я и 4-я степень) или опасных условиях (ст. 92 ТК РФ). Причем эти условия должны быть подтверждены результатами спецоценки.

С учетом сказанного казенному учреждению нужно действовать следующим образом. До проведения спецоценки оно должно предоставлять сотрудникам те гарантии и компенсации, которые установлены исходя из действующих результатов АРМ и в отношении условий труда всех степеней вредности, а также опасности (в силу п. 4 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ, п. 3 ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ). После проведения спецоценки часть компенсаций необходимо будет устанавливать только сотрудникам с «особо вредной» и опасной работой. То есть, например, те из них, у кого условия труда по результатам спецоценки отнесены к вредным условиям труда 2-й степени, не смогут претендовать на сокращенную рабочую неделю, но продолжат получать дополнительный отпуск и повышенную оплату труда. Если же результаты спецоценки показали, что условия труда работников являются безопасными, гарантии и компенсации им не устанавливаются (ст. 219 ТК РФ).

Страховые тарифы на травматизм

Сведения о результатах спецоценки участвуют и при расчете скидок и надбавок к страховому тарифу на травматизм. Согласно п. 2.4 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 01.08.2012 N 39н, здесь используется коэффициент q1 — коэффициент проведения спецоценки. Однако, поскольку при расчете скидок и надбавок требуются сведения по состоянию на 1 января текущего календарного года (п. 5 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 (далее — Правила N 524)), в 2014 году организации должны применять результаты АРМ. Если же в следующем году результаты АРМ останутся действительны и в силу этого спецоценка не будет проведена, работодатель также должен использовать результаты АРМ.

Напомним, что в соответствии с п. 7, 9 Правил N 524 казенное учреждение до 1 ноября текущего года может подать в ФСС по месту своей регистрации заявление о предоставлении скидки, а ФСС должен принять решение по данному поводу не позднее 1 декабря текущего года. В случае положительного решения скидка будет установлена с 1 января очередного года (п. 10 Правил N 524).

Однако независимо от установления скидки или надбавки организация обязана сообщить в ФСС сведения о результатах спецоценки (или АРМ), внеся эти данные в таблицу 10 формы 4-ФСС.

Пенсионные взносы

В зависимости от степени вредности и опасности условий труда организация обязана перечислять в ПФР дополнительный тариф в размере от 2 до 8% (за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных производствах). Но если условия труда такого работника признаны допустимыми или оптимальными, то дополнительный тариф начислять не придется. Данные нормы содержит п. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.

Что касается действующих результатов АРМ, то они применяются при определении размера дополнительных тарифов, установленных указанным выше пунктом, только в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными. Если же сотрудник занят на работах, перечисленных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, и при этом условия труда по результатам АРМ признаны оптимальными или допустимыми, организация не освобождается от уплаты взносов по дополнительному тарифу. Как разъяснил Минтруд в Письме от 25.02.2014 N 17-3/В-76, данный тариф устанавливается в соответствии с п. 2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ и в 2014 году составляет 4%.

Минтруд уточнил еще несколько важных моментов:

1) если работник не занят на работах с особыми условиями труда, перечисленных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, дополнительные страховые взносы не начисляются. Этот факт не зависит от класса условий труда, установленного в отношении рабочего места по результатам АРМ или спецоценки (Письмо N 17-3/В-76);

2) если организация не может документально подтвердить степень вредности условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф 7%, соответствующий подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579);

3) при частичной занятости сотрудника на указанных видах работ дополнительные страховые взносы рассчитываются пропорционально времени, фактически отработанному им на данных работах (Письмо от 16.05.2014 N 17-3/В-210);

4) если сотрудник, занятый на указанных видах работ, был временно переведен на работу с нормальными условиями труда, дополнительные взносы уплачиваются в полном объеме, при условии что это время засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии (Письмо от 11.04.2014 N 17-3/В-151);

5) дополнительные страховые взносы, установленные п. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, применяются с даты утверждения отчета о проведении спецоценки. За месяц, в котором был утвержден отчет, взносы по дополнительному тарифу уплачиваются только с части выплат, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца (п. 3 Письма N 17-3/10/В-1579).

Заключение

Как видим, процедура спецоценки включает в себя новые этапы работ (идентификацию, декларирование соответствия), позволяющие облегчить жизнь тем организациям, которые обеспечивают своим работникам безопасные условия труда. Однако и в отношении сотрудников, занятых на «вредных» или опасных работах, предусмотрена значительно большая дифференциация. Ведь механизм спецоценки ставит в зависимость от классов и подклассов условий труда не только размер дополнительных пенсионных взносов, перечисляемых организацией, но и объем компенсаций, предоставляемых работникам.

Вам может также понравиться...