Направляем работника на обучение
В условиях динамично развивающейся экономики, постоянно совершенствующегося законодательства, изменений в иных сферах общественной жизни у работодателя может объективно возникнуть потребность направить сотрудников на обучение. К каким нормативным правовым актам и иным документам необходимо обратиться при направлении работников на обучение? Какие права и обязанности работника и работодателя предусмотрены законодательством в сфере обучения? Что нужно знать работодателю о дополнительном профессиональном образовании? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с обучением работников, — в предложенном материале.
Общая характеристика нормативных правовых актов
Вопросы подготовки и получения дополнительного профессионального образования урегулированы разд. IX ТК РФ.
Кроме того, для разъяснения вопросов, связанных с направлением на обучение, необходимо обращаться к положениям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), а также Приказа Минобрнауки РФ от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (далее — Порядок).
Отдельные разъяснения содержатся в Письме Минобрнауки РФ от 09.10.2013 N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании».
Права и обязанности сторон трудовых отношений по обучению
Согласно ст. 197 ТК РФ работник имеет право на подготовку и получение дополнительного профессионального образования в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.
При этом необходимость подготовки работников (профессионального обучения и получения профессионального образования) и получения ими дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Подготовка работников и получение ими дополнительного профессионального образования осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и получения дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Таким образом, работник без согласия работодателя не может направиться на обучение.
Однако в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или получение работниками дополнительного профессионального образования, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Ученический договор
Вопрос о заключении ученического договора урегулирован гл. 32 ТК РФ.
Работодатель — юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным по отношению к трудовому договору.
Ученический договор должен содержать наименования сторон, указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником, обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором, обязанность работника пройти обучение и согласно полученной квалификации проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре, срок ученичества, размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.
Он заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации, в письменной форме в двух экземплярах.
Что касается действия ученического договора, то такой договор действует со дня, указанного в нем, в течение предусмотренного им срока. Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, определенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В течение срока действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон.
ТК РФ предусматривает различные формы ученичества. Так, ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.
Время ученичества в течение недели не должно превышать норму рабочего времени, установленную для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.
Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени.
В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочной работе, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством.
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой ими квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ.
Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.
Обратите внимание! На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда. Следовательно, условия ученического договора, противоречащие ТК РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.
Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.
В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем в связи с ученичеством работника расходы.
Ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором.
Дополнительное профессиональное образование
В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Получение дополнительного профессионального образования осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
— лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
— лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании предусмотренных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Дополнительное профессиональное образование является составной частью и самостоятельным видом непрерывного образования.
Виды программ дополнительного профессионального образования. К программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Содержание дополнительной профессиональной программы (ДПП) определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется получение дополнительного профессионального образования.
Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
Формы обучения и сроки освоения ДПП определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка предусмотрен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так, срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.
Лицам, успешно освоившим соответствующую ДПП и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
При освоении ДПП параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и квалификации.
Стажировка. Отдельно в законодательстве говорится о стажировке как о форме получения дополнительного профессионального образования. Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания ДПП. Сроки стажировки устанавливаются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:
— самостоятельная работа с учебными изданиями;
— приобретение профессиональных и организаторских навыков;
— изучение организации и технологии производства, работ;
— непосредственное участие в планировании работы организации;
— работа с технической, нормативной и другой документацией;
— выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
— участие в совещаниях, деловых встречах.
По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой ДПП.
Помимо курсов повышения квалификации, переподготовки и стажировки, образовательные организации предлагают и иные формы обучения, которые не относятся к программам дополнительного профессионального образования, однако также направлены на повышение профессионального уровня сотрудников. Выбор формы обучения зависит от преследуемых целей и задач. В некоторых случаях для получения каких-то конкретных навыков или разъяснения определенных вопросов достаточным может быть и семинар, конференция, форум и т. д. По итогам данных видов обучения документ об обучении может не выдаваться. Для получения более глубоких знаний требуется обращение к формам дополнительного профессионального образования.
Порядок оформления направления работника на обучение
Вопрос об оформлении направления работника на обучение прямо не урегулирован в действующем законодательстве.
Для направления работника на обучение требуется выбрать образовательную организацию (а также соответствующую программу) и заключить с ней договор. Вопросы оплаты регулируются договором.
Кроме того, необходимо урегулировать отношения с работником по направлению его на обучение. Так, направление на обучение может быть оформлено путем заключения ученического договора. Как правило, таким договором оформляется получение работником высшего образования или иного дорогостоящего образования. Обычно при направлении на обучение ученический договор не заключается. В этом случае работодателю необходимо издать приказ или иной распорядительный акт, в соответствии с которым один или несколько сотрудников направляются на обучение. По завершении обучения работник представляет в кадровую службу документ об обучении.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Образовательные организации
Отметим, что Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с п. 8 ст. 108 Федерального закона N 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций. При этом образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 91 Федерального закона N 273-ФЗ).
Также важным моментом является квалификация преподавателей.
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (п. 1 ст. 46 Федерального закона N 273-ФЗ). Таким образом, лица, не имеющие ученых степеней и званий, могут участвовать в учебном процессе организаций дополнительного профессионального образования. Для должности «преподаватель» Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» установлены следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее одного года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы. Как правило, для практического работника представляет интерес обучение, проводимое преподавателями, совмещающими преподавательскую деятельность с практической.
Нередко образовательные программы предусматривают частичное обучение с использованием электронных и дистанционных технологий. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования возможно, если в них созданы условия, отвечающие требованиям ст. 16 Федерального закона N 273-ФЗ.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Таким образом, при выборе образовательной организации рекомендуется обратить внимание на предлагаемые программы, форму обучения, преподавательский состав, документ, выдаваемый по завершении обучения, условия обучения и, конечно же, соответствие данных параметров стоимости обучения.
Подводя итог, отметим следующие важные моменты:
— в соответствии с действующим законодательством работник имеет право на подготовку и получение дополнительного профессионального образования;
— целесообразность получения дополнительного профессионального образования определяется работодателем;
— дополнительное профессиональное образование может получаться в разных видах и формах;
— вопрос документального оформления направления работника на обучение прямо не урегулирован в действующем законодательстве, поэтому его определяет сам работодатель;
— необходимо внимательно подходить к выбору образовательной организации и программы обучения во избежание различного рода проблем.