Представление служащими сведений о доходах с учетом новых изменений
Граждане, которые должны представлять сведения о доходах. Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ сведения о своих доходах, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):
А) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ. В настоящее время перечень таких должностей установлен Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 (далее — Указ N 557). Также отметим, что в пп. «а» п. 2 этого указа сказано, что руководители федеральных государственных органов должны утвердить перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Например:
— в Минфине такой перечень утвержден его Приказом от 31.08.2009 N 97н;
— в Минюсте — его Приказом от 24.08.2009 N 262;
— в ФСКН — ее Приказом от 09.06.2011 N 253;
— в ФМБА — Приказом от 24.03.2010 N 54;
— в Казначействе — Приказом от 31.08.2009 N 6н;
— в Роструде — Приказом от 07.10.2009 N 261-к;
— в Росфиннадзоре — Приказом от 19.10.2009 N 229;
— в Минздравсоцразвитии — Приказом от 16.03.2010 N 153н;
— в Минтрансе — Приказом от 31.05.2011 N 146;
— в Росздравнадзоре — Приказом от 13.10.2009 N 7970-Пр/09;
— в Минобрнауки — Приказом от 21.04.2011 N 1522;
Б) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ, в государственных корпорациях, ПФР, ФСС, ФФОМС, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов. В настоящее время такой перечень должностей установлен Указом Президента РФ от 18.09.2009 N 560;
В) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
Г) лица, замещающие указанные выше должности.
Порядок представления сведений о доходах. В пункте 2 Закона N 273-ФЗ указано, что такой порядок определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Для государственных служащих такой порядок установлен Законом N 79-ФЗ, для муниципальных — Законом N 25-ФЗ. Но основным нормативным актом является Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559. Отметим, что в некоторых ведомствах установлен свой порядок представления таких сведений. Например, в Минфине порядок их представления установлен его Приказом от 05.07.2010 N 67н, в Минздравсоцразвитии — его Приказом от 22.07.2010 N 537н, в Минобрнауки — Приказом от 14.04.2010 N 351.
В связи с тем, что в различных ведомствах рассматриваемый порядок устанавливается на основании одного и того же Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — Положение N 559), которое утверждено Указом N 559, поговорим о нем более подробно. Итак, согласно его п. 3 сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденным формам справок:
А) гражданами — при назначении на должности государственной службы, предусмотренные перечнем, утвержденным Указом N 557. Эти граждане должны представить сведения о своих доходах (доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей), полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату);
Б) государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента РФ), предусмотренные перечнем, установленным Указом N 557, — ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Они предоставляют сведения о своих доходах (о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей), полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
В) государственными служащими, замещающими должности государственной службы в Администрации Президента РФ, предусмотренные перечнем должностей, установленным Указом N 557, — ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно п. 7 Положения N 559 сведения о доходах должны представляться в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом его руководителем. Далее согласно п. 7 Закона N 273-ФЗ должна осуществляться проверка достоверности и полноты представленных сведений. Эта проверка проводится по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия переданы представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности. В настоящее время Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее — Положение N 1065). Именно в это положение внесены изменения Указом N 297. Отметим, что наиболее существенные изменения были внесены в п. 28 и 31 Положения N 1065.
В соответствии с п. 28 по результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему государственного служащего на такую должность, в установленном порядке поступает доклад. В нем должно содержаться одно из следующих предложений:
— о назначении гражданина на должность федеральной государственной службы;
— об отказе гражданину в назначении на данную должность;
— об отсутствии оснований для применения к государственному служащему мер юридической ответственности;
— о применении к государственному служащему мер юридической ответственности;
— о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Далее, согласно п. 31 должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на такую должность, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в п. 28, принимает одно из следующих решений:
— назначить гражданина на должность федеральной государственной службы;
— отказать гражданину в назначении на должность;
— применить к государственному служащему меры юридической ответственности;
— представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Стоит отметить, что материалы проверки хранятся в Управлении, подразделении Аппарата Правительства РФ или в кадровой службе в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив (п. 33 Положения N 1065).
Аналогичные изменения были внесены Указом N 297 в п. 17 и 20 Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации».
В каком виде должны быть представлены сведения о доходах? Указом N 559 утверждены формы справок:
— о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;
— о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;
— о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего;
— о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего.
Каждая из этих справок содержит следующие разделы.
Раздел 1: в нем указываются доходы (по основному виду деятельности, от педагогической деятельности, от научной деятельности, от вкладов в банках и иных кредитных организациях, от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях и иных источников, включая пенсии, пособия) за год, предшествующий году подачи документов для замещения должности федеральной государственной службы.
Раздел 2: сведения о недвижимом имуществе. Здесь необходимо указывать вид собственности (индивидуальная, общая); для совместной собственности указываются иные лица (ФИО или наименование), в собственности которых находится имущество; для долевой собственности указывается доля гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы, который представляет сведения. Если есть земельный участок (пай, доля), указывается его вид: под индивидуальное жилищное строительство, дачный, садовый, приусадебный, огородный или др. В этом разделе также перечисляются транспортные средства (легковые и грузовые автомобили, воздушный и водный транспорт и т. д.).
Раздел 3: сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях. Здесь указываются вид счета (депозитный, текущий, расчетный, ссудный и др.), валюта счета, остаток на счете (по состоянию на отчетную дату). Для счетов в иностранной валюте остаток указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.
Раздел 4: сведения о ценных бумагах. Необходимо указать акции и иное участие в коммерческих организациях. При этом сообщаются полное или сокращенное официальное наименование организации и ее организационно-правовая форма (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, товарищество, производственный кооператив и др.), а также уставный капитал (указывается согласно учредительным документам организации по состоянию на отчетную дату). Уставный капитал, выраженный в иностранной валюте, указывается в рублях по курсу ЦБ РФ на отчетную дату. Кроме этого, необходимо указать долю участия, выраженную в процентах от уставного капитала (для акционерных обществ приводятся также номинальная стоимость и количество акций), и основание приобретения доли участия (учредительный договор, приватизация, покупка, мена, дарение, наследование и др.), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.
В этом разделе также перечисляются все ценные бумаги по видам (облигации, векселя и др.), за исключением акций. При этом необходимо указать общую стоимость ценных бумаг каждого вида, исходя из стоимости их приобретения (а если ее нельзя определить — исходя из рыночной или номинальной стоимости). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, стоимость указывается в рублях по курсу ЦБ РФ на отчетную дату.
Раздел 5: сведения об обязательствах имущественного характера. Здесь указываются объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании, вид пользования (аренда, безвозмездное пользование и др.) и его сроки, а также прочие обязательства (кредиты, займы и др.).
Ответственность за представление сведений. Если гражданин или государственный служащий обнаружил, что в представленных им в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения. При этом государственный служащий может представить их в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в пп. «б» или «в» п. 3 Положения.
Следует отметить, что сведения о доходах государственный служащий должен представлять ежегодно. Данные сведения, а также информация о результатах проверки достоверности и полноты этих сведений приобщаются к личному делу служащего (п. 14 Положения).
К сведению. Если гражданин или федеральный государственный служащий, представивший в кадровую службу федерального государственного органа справки о своих доходах (доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей), не был назначен на должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный Указом N 557, эти справки возвращаются ему по его письменному заявлению вместе с другими документами.
В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от такой должности или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности согласно законодательству РФ (п. 15 Положения, п. 8 и 9 Закона N 273-ФЗ). Напомним, что виды дисциплинарного взыскания установлены ст. 57 Закона N 79-ФЗ. Дисциплинарный поступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. В связи с этим представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
— замечание;
— выговор;
— предупреждение о неполном должностном соответствии;
— освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
— увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а»-» г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.
Ответственность за разглашение сведений о доходах. Сведения, представляемые гражданином, государственным служащим, носят конфиденциальный характер, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 11 Положения). В пункте 4 Закона N 273-ФЗ также указано, что не допускается использование сведений о доходах, представляемых гражданином, служащим или работником, для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.
Отметим, что согласно п. 5 Закона N 273-ФЗ и п. 13 Положения лица, виновные в разглашении сведений о доходах, представляемых гражданином, служащим или работником, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность по законодательству РФ. Напомним, что законодательством РФ предусмотрено следующее:
1) ст. 13.11 КоАП РФ: нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
— на граждан — в размере от 300 до 500 руб.;
— на должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.;
— на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 руб.;
2) пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ: за разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя;
3) ст. 137 УК РФ: незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации наказывается:
А) согласно ч. 1 этой статьи:
— штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
— либо обязательными работами на срок до 360 часов;
— либо исправительными работами на срок до одного года;
— либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
— либо арестом на срок до четырех месяцев;
— либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
Б) в ч. 2 этой статьи сказано, что за те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, предусмотрено наказание в виде:
— штрафа в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
— либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
— либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
— либо арестом на срок до шести месяцев;
— либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
В заключение отметим, что сведения о доходах государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с порядком, утвержденным Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 561, размещаются на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа, а в случае отсутствия этих сведений на таком официальном сайте предоставляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам (п. 12 Положения, п. 6 Закона N 273-ФЗ).