Мужчины и женщины на работе
Мужчины и женщины разные, но как эти различия проявляются в работе? И действительно ли они настолько значительны, что являются определяющими для карьеры? Как сделать так, чтобы превратить эти особенности в преимущества? Как отношения между мужчинами и женщинами отражаются на жизни коллектива? Обо всем этом поговорим в статье.
В феврале-марте мы традиционно отмечаем праздники, посвященные мужчинам и женщинам. Праздники напоминают о том, что женщины и мужчины хоть и существуют вместе, но отличаются друг от друга. Различия между лучшей и сильной половинами человечества оказывают свое влияние и на деловые отношения, несмотря на то, что бизнес-этикет предписывает "не замечать" межполовых отличий. Бессмысленно рассуждать о том, кто успешнее в бизнесе — мужчины или женщины, ведь это равносильно спору о том, что лучше — весна или осень. Но знать, как проявляется человеческая природа на работе, в коллективе, безусловно, нужно.
Психологи утверждают, что мужчины с детского возраста стремятся к независимости, пытаясь самоутвердиться среди сверстников — либо кулаками, либо другими достижениями, тогда как девочки больше ценят теплое, комфортное общение с подругами, пронизанное эмпатией. Вот что по этому поводу говорит психолог Дэвид Майерс: "Мальчики изо всех сил стремятся к независимости; они самоутверждаются вне связи с человеком, который опекает их; обычно таким человеком является мать. Девочки отдают предпочтение взаимозависимости; их самоидентификация происходит через социальные связи. Игры мальчиков — это преимущественно коллективная активность, девочки же предпочитают играть небольшими группами, причем в их играх меньше агрессии, больше коллективизма, имитации взаимоотношений и доверительных разговоров" .
Интересно отметить, что в деловой жизни термин "доверительные отношения" в чисто женском коллективе, скорее, неудачная шутка, нежели правда. Сами женщины чаще предпочитают работать в смешанном коллективе, аргументируя это тем, что отношения среди коллег своего пола в группе, состоящей только из представительниц прекрасной половины, скорее напоминают атмосферу серпентария, нежели дружеского чаепития. В то же время отметим, что это характерно именно для рабочих коллективов, а не для других сфер общественной жизни — в семье или среди подруг, где женщины ведут себя так, как описывает психолог.
Руководитель — мужчина или женщина?
Склонность идти за лидером, по всей видимости, у человечества заложена на генетическом уровне. Исследователи говорят о том, что в качестве своего руководителя и мужчины, и женщины чаще хотят видеть мужчину. Ученые провели такой эксперимент: студентам показывали групповые фотоснимки людей, сидящих за столом, где присутствовали представители обоих полов. Эти люди представлялись экспериментаторами как аспиранты, работающие над проектом. Испытуемым задавался вопрос, кто из представленных на фотографии вносит наибольший вклад в работу, при этом экспериментаторов интересовало просто ощущение, не подкрепленное никакими логическими доводами. В большинстве случаев в качестве самого "полезного и значительного" ученого испытуемые называли мужчину.
Да, стереотипные представления общества, скорее, не поддерживают женщину в роли руководителя. Может быть, женщины действительно обладают меньшими способностями к управлению? Все-таки мальчики издавна воспитывались как будущие воины, готовые приказывать и подчиняться, соблюдать иерархию, а девочкам прочили карьеру матерей и хранительниц домашнего очага. Однако психологи Кентского университета (Великобритания) установили, что выбор лидера того или иного пола зависит от ситуации. Когда в коллективе обостряется внутригрупповая конкуренция, например, когда сотрудники одного подразделения сравниваются между собой, то лидером хотят видеть женщину. А когда группе людей противостоит другая группа людей (между двумя компаниями вспыхивает острая конкурентная борьба), то в роли руководителя чаще предпочитают мужчину. Однако такие выводы совсем не означают, что представительницы слабого пола лучше разрешают внутренние конфликты, а мужчины экспансивны и воинственны. В обществе просто существуют обобщенные и упрощенные представления друг о друге, и они порой так сильны, что формируют ожидаемое поведение. Люди, способные противостоять стереотипам, как правило, добиваются не меньших успехов, чем их коллеги противоположного пола.
Женская логика: есть или нет?
Героини анекдотов — блондинки и секретарши — поражают своей неприспособленностью, нелогичностью и глупостью. Мужчины порой снисходительно относятся к умственным способностям коллег женского пола. Но насколько это справедливо?
Пример 1
Руководитель отдела дал задание подчиненным составить отчет о проделанной работе за год согласно установленной форме. Одна из сотрудниц (единственная женщина в коллективе) отказалась писать отчет как все, объяснив свое нежелание тем, что она и так работала в течение этого года.
Со стороны данное действие может действительно показаться нелогичным, но если его проанализировать, то становится понятным, что поведение дамы вполне объяснимо: чтобы подчеркнуть свой вклад в дело компании, она попросту отказывается описывать результаты своего труда. Тем не менее такое поведение со стороны представительницы слабого пола чаще всего объясняется наличием женской логики, при этом подразумевается, что это такая особая разновидность мышления.
Пресловутая "женская логика" есть не что иное, как проявление поведения, непохожего на поведение окружающих, то ли для того, чтобы "не сравнивали" с другими, то ли для того, чтобы, наоборот, выделиться. Строго говоря, такое поведение свойственно и мужчинам, другое дело, что на это мы обращаем гораздо меньше внимания и объясняем не загадочной "мужской логикой", а другими факторами. Скажем, мужское поведение в этом случае оценивается, скорее, как странное. Мужчину, который повел бы себя так, как женщина в приведенном выше примере, вряд ли бы стали осуждать за "женскую нелогичность", но дали бы какую-то другую негативную оценку, например, назвали излишне амбициозным.
Различные стереотипные обобщения, такие, как "женская логика", "мужская прямота", "мужская агрессивность", "женская слабость", не более чем ярлыки, с помощью которых общество воспитывает своих членов, как бы показывая, что женщины должны быть нелогичными, слабыми и заботливыми, а мужчины — агрессивными и активными.
Традиционно такие области знания, как математика и технические науки, считаются "мужскими". Действительно, знаменитых ученых-женщин очень мало по сравнению с представителями сильного пола. Хотя это явление объясняется довольно просто. Мы очень зависим от мнения окружающих, особенно в юном возрасте, а это именно то время, когда люди определяются в своей будущей профессии и в выборе спутника жизни. Кроме того, потребность нравиться противоположному полу заставляет нас делать выбор, подкрепляющий нашу половую идентификацию. Юноши и девушки, выбирая род деятельности, учитывают и то, насколько "женственной" или "мужественной" будет их работа, а значит, их хобби, занятия будут под стать их выбору. Девушки чаще интересуются медициной, педагогикой, психологией, т.е. сферой отношений, а молодые люди отдают должное технике, военному делу, математике и физике.
Отношения на работе
Если бы не отношения мужчин и женщин, достижений литературы, живописи, скульптуры, музыки просто не существовало бы. Поэты веками воспевают влюбленность и преданность, композиторы под влиянием чувств создают свои лучшие произведения, а писатели черпают новые сюжеты. В рабочих коллективах, состоящих из мужчин и женщин, вспыхивают и гаснут разные отношения, потому что мы проводим на работе треть (а то и больше) своей жизни. Рассмотрим, как они возникают и на что влияют.
1. Привлекательность. Природа распорядилась таким образом, что нам нравятся лица противоположного пола, чья внешность говорит о том, что они могут произвести и воспитать здоровое потомство. Успехом у женщин пользуются высокие мужчины атлетического сложения с развитой мускулатурой, уверенной осанкой. Мужчинам в свою очередь нравятся женщины с женской фигурой, длинными ногами, правильными чертами лица.
Интересно, что шансов занять должности более высокого уровня больше у привлекательных людей. Женщина-начальник с большей готовностью составит протекцию своему подчиненному-мужчине и наоборот. Речь здесь идет не о чувстве любви, а о естественной симпатии, которую испытывают друг к другу люди противоположного пола. Поэтому сознательно или неосознанно мы стремимся выглядеть на работе по возможности привлекательно, и это даже добавляет комфорта во взаимоотношениях, потому что приятно каждый рабочий день начинать с симпатичными тебе людьми.
Впрочем, внешняя привлекательность помогает сделать карьеру в том случае, если в организации сотрудники примерно равны друг другу по квалификации. В ситуации, когда у всех равные возможности, шанс занять более выгодное положение появляется именно у привлекательных людей.
2. Служебные романы. Когда отношения перерастают в нечто большее, чем редкие взаимные комплименты, улыбки, могут возникнуть проблемы. Если сотрудники влюбляются друг в друга, возникают серьезные сложности в коллективе.
Пример 2
В одном из отделов оптовой торговой компании возник роман между двумя менеджерами — Василием и Еленой. После непродолжительных встреч любовь угасла, а через несколько месяцев Василию понравилась другая сотрудница — Катя. Елена (ставшая уже заместителем начальника отдела) ревниво наблюдала за разворачивающимся романом и принимала меры к тому, чтобы омрачить жизнь своему бывшему возлюбленному и его новой пассии. Катя и Василий получали самые сложные задания, их постоянно ругали на собраниях и снижали им премии. Отдел раскололся на две половины. Одна часть защищала "влюбленных", другая их осуждала. Плюс ко всему в коллективе начались "повальные" любовные интриги.
Подобного рода события в коллективе значительно усложняют деловые отношения. Недаром психологи рекомендуют разделять личную жизнь и работу. Опытные эйчар-менеджеры и руководители отслеживают появление неформальных отношений и принимают меры. Как правило, достаточно поговорить с сотрудниками, чтобы их проявления взаимной симпатии не носили демонстративный характер. А в сложных случаях приходится "разводить" влюбленных по разным подразделениям.
Чтобы предотвратить появление неформальных отношений, в компаниях существует негласный запрет на флирт и заигрывания, но в то же время есть традиция корпоративных праздников, чтобы мужчины и женщины могли пообщаться именно как мужчины и женщины, а не как коллеги. В организации должен поддерживаться оптимальный уровень отношений, чтобы, с одной стороны, работа не превращалась в дом свиданий, а с другой — чтобы люди не становились бесчувственными роботами.
* * *
Специалисты кадровой службы должны учитывать специфику, связанную с различиями в поведении женщин и мужчин. Во-первых, следует обеспечивать поддержку женщинам, впервые назначаемым на руководящие должности в организации. С одной стороны, нужно научить нового руководителя правильно себя вести — сменить стиль в одежде на более строгий, посоветовать игнорировать снисходительное отношение со стороны подчиненных на первых порах вступления в должность. С другой, нужно показать окружающим, что новый начальник — такой же участник команды, менеджер. Независимо от пола его нужно приглашать на совещания, собрания.
Во-вторых, осознавая различия между мужчинами и женщинами, не надо превращать компанию в оплот феминизма или, наоборот, домостроя. Выделять группу "обделенных меньшинств", предоставлять им особые права тем более не нужно.
В-третьих, необходимо ограничивать проявления неформальных отношений между мужчинами и женщинами, не давая почвы для их развития, не обсуждать личную жизнь сотрудников в коллективе. Но в то же время давать возможность пообщаться вне работы, например, на корпоративных мероприятиях.
В конечном счете роль сотрудника компании определяется не половой принадлежностью, а его личным вкладом, навыками и опытом. Мужчины и женщины, в отличие от представителей животного мира, обладают значительной поведенческой гибкостью, которая позволяет им осваивать самые разные виды деятельности, независимо от того, являются они традиционно женскими или мужскими, и в то же время оставаться самими собой, сохраняя присущие своему полу особенности.