К коммерсанту пожаловали контролеры для проверки кассовой техники

проверка кассовой техники

Ни один коммерсант, применяющий при наличных денежных расчетах или расчетах с использованием платежных карт кассовую технику, не застрахован от прихода контролеров. Из статьи вы узнаете, как часто могут приходить с кассовыми проверками и как они проходят.

 

Согласно положениям Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ и Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 полномочия по контролю за соблюдением требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, полнотой учета выручки у ИП возложены на налоговые органы. Порядок проведения налоговиками кассовых проверок прописан в Административном регламенте, утвержденном приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н (далее — Административный регламент). Заметим, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не применяются при осуществлении мероприятий по контролю за применением ККТ (постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 1130/10 и письмо Генпрокуратуры России от 25.06.2009 N 73/3-133-2009).

Далее подробно расскажем об основных моментах кассовых проверок.

 

Права и обязанности коммерсантов

 

Предприниматели, к которым налоговики пришли с проверкой, должны знать свои права и обязанности, которые на них возлагает законодательство. Так, коммерсанты имеют право:

— непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— получать от контролеров информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Административным регламентом;

— знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) налоговиков;

— обжаловать действия (бездействие) налоговиков, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке.

Что касается обязанностей, то индивидуальные предприниматели должны:

— обеспечивать контролерам беспрепятственный доступ к ККТ, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти, программно-аппаратным средствам и автоматизированным системам, формирующим БСО  и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

— предоставлять информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам;

— давать нужные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

— предоставлять в инспекцию по запросам контролеров информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Заметим, что, если коммерсант будет препятствовать законной деятельности налоговых инспекторов, его могут привлечь к административной ответственности. Штраф в этом случае составит от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ). Если же из-за таких действий контролеры вовсе не смогут провести или завершить проверку, то штраф составит уже от 5000 до 10 000 руб. (ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

 

Как часто проводится проверка

 

Периодичность кассовых проверок ни Законом N 54-ФЗ, ни Административным регламентом не установлена. Получается, что в течение года прийти с проверкой контролеры могут не один раз.

Что касается срока проверки, то в каждом конкретном случае он устанавливается руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции. Однако заметим, что он не может превышать пяти рабочих дней с даты выписки поручения на проведение проверки.

 

Как проходит проверка

 

Процедуру кассовой проверки можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе осуществляется проверка выдачи кассовых чеков, бланков строгой отчетности, выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Второй этап — предъявление проверяемому коммерсанту поручения на проведение проверки. На третьем этапе контролеры рассматривают необходимые документы. Четвертый этап заключается в проверке соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Проверка выдачи кассовых чеков, БСО и иных документов включает в себя приобретение контролером товара (работы, услуги), оплату этих товаров (работ, услуг) и установление факта оформления (неоформления) соответствующего документа. Результат такой проверки фиксируется в акте.

На втором этапе, как мы отметили выше, контролеры вместе со служебными удостоверениями должны подать коммерсанту на подпись поручение на проведение проверки. Если коммерсанта не оказалось на месте или он по каким-то причинам отказывается его подписать, об этом делается отметка в поручении.

Третий этап начинается с представления коммерсантом для проверки документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техобслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ, ходом ее регистрации, информацией о платежах.

Если ИП освобожден от применения кассовой техники, для проверки представляются документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением БСО или выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Все запрашиваемые налоговыми инспекторами документы представляются в виде оригиналов или заверенных должным образом копий.

Результаты проверки документов отражаются в акте проверки.

Обратите внимание: контролеры не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий представляемых документов.

После рассмотрения представленных коммерсантом документов начинается процедура проверки соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения. На этом этапе в обязательном порядке проверяется:

— наличие корпуса ККТ, без вскрытия, удаления или разрушения которого исключается возможность изменения или замены программно-аппаратных средств, обеспечивающих надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов;

— наличие идентификационного знака установленного образца, нанесенного в соответствии с документацией применяемой модели кассовой техники ;

— наличие марок-пломб установленного образца, наклеенных согласно документации применяемой модели ККТ;

— наличие знака «Сервисное обслуживание» установленного образца, нанесенного в соответствии с документацией применяемой модели ККТ;

— соответствие внешнего вида применяемой модели ККТ;

— отсутствие превышения срока эксплуатации ККТ;

— соответствие установленным срокам хранения документации по ККТ;

— соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных ККТ фактическим;

— исправность ККТ;

— соответствие реквизитов, отпечатанных ККТ на кассовом чеке, перечню реквизитов, печатаемых на кассовом чеке применяемой моделью ККТ;

— соответствие времени, отпечатанного на кассовом чеке, реальному времени;

— соответствие реквизитов БСО;

— соответствие реквизитов документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), установленному перечню реквизитов для таких документов.

Кроме того, непосредственно на месте установки ККТ производится сверка фактического места установки ККТ с данными, зафиксированными в документах о регистрации ККТ.

Результаты проверки кассовой техники контролеры отражают в акте проверки.

 

Оформление результатов проверки

 

В конце проверки налоговые инспекторы обязаны составить акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр акта передается индивидуальному предпринимателю или направляется по почте заказным письмом, если коммерсант уклоняется от его получения. В акте проверки налоговые инспекторы обязательно указывают:

— дату составления;

— ФИО коммерсанта и его ИНН;

— ФИО должностных лиц, проводивших проверку;

— дату и номер поручения на проведение проверки;

— перечень документов, полученных контролерами в ходе проверки;

— даты начала и окончания проверки;

— адрес места жительства индивидуального предпринимателя;

— документально подтвержденные факты нарушений, выявленных в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативно-правовых актов, которые были нарушены.

Обратите внимание: ИП вправе представить свои возражения по акту проверки в письменном виде, а также обжаловать действия налоговых инспекторов.

 

Если налоговики выявили нарушение

 

Если в ходе проверки контролеры выявят нарушения законодательства о применении ККТ, они должны составить протокол и возбудить производство по делу об административном правонарушении.

Напомним, по результатам проверки коммерсанта, а также его продавца-кассира могут наказать за неприменение кассовой техники, применение ККТ, которая не соответствует законодательно установленным требованиям, применение ККТ с нарушением порядка работы с ней и ее регистрации, невыдачу чека, БСО или иного документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Штраф в этом случае для индивидуального предпринимателя составляет от 3000 до 4000 руб., продавца-кассира — от 1500 до 2000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

 

Вам может также понравиться...