Принимаем на работу иностранца

прием иностранцев

Вопросы при приеме на работу иностранных специалистов возникают не только у коммерческих организаций — муниципальные и бюджетные учреждения также не прочь воспользоваться рабочей силой из-за рубежа. Сегодня изложим порядок привлечения иностранцев к труду в России. Обратим внимание на получение разрешений на работу и их продление, на различия в процедуре получения таких разрешений для "визовых" и "безвизовых" иностранцев, на уведомление органов власти о привлечении к труду иностранных граждан и ответственность за неуведомление и другие моменты.

 

Правовая регламентация труда иностранцев в России

 

Основным нормативным актом, регламентирующем трудовую деятельность иностранцев в России, является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее — Закон N 115-ФЗ). Кроме того, нужно обратить внимание на:

— Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее — Закон N 114-ФЗ);

— Приказ ФМС РФ от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" ;

— Приказ ФМС РФ N 1, Минздравсоцразвития РФ N 4, Минтранса РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 2 от 11.01.2008 ;

— КоАП РФ;

— ТК РФ.

По общему правилу, установленному ст. 24 Закона N 114-ФЗ, иностранные граждане могут въезжать в Россию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность. Однако иностранцы некоторых категорий могут въезжать в нашу страну без визы, а именно граждане большинства стран, ранее составлявших единое советское пространство (за исключением Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии и Туркменистана).

Кроме этого, иностранцы делятся на:

— временно пребывающих в РФ — прибывших в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивших миграционную карту, но не имеющих вида на жительство или разрешения на временное проживание;

— временно проживающих в РФ — получивших разрешение на временное проживание;

— постоянно проживающих в РФ — получивших вид на жительство.

С последними вопросов не возникает, они пользуются теми же правами и несут те же обязанности в трудовых отношениях, что и граждане Российской Федерации. А вот для привлечения к трудовой деятельности первых двух категорий установлен особый порядок.

 

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях

 

На основании ст. 2 Закона N 115-ФЗ трудовой деятельностью иностранного гражданина считается его работа в Российской Федерации на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Привлечь иностранца к такой деятельности может любой работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров (п. 2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников. При желании принять на работу "визового" иностранца работодателю первым делом необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, которое выдается ФМС при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта РФ. В соответствии с п. 43.1 Регламента работодатель должен обратиться в ФМС с заявлением   о выдаче такого разрешения с приложением копий:

— свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;

— свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;

— проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения работников;

— документ об уплате государственной пошлины (оригинал) за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

 

Примечание. Согласно ст. 333.28 НК РФ размер пошлины за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников составляет 6 000 руб. за каждого привлекаемого работника.

 

Срок оформления и выдачи такого разрешения или отказа в его выдаче не должен превышать 30 дней со дня приема документов (п. 58 Регламента).

Разрешение на работу. Чтобы принять на работу иностранного гражданина, помимо разрешения на привлечение и использование иностранных работников требуется разрешение на работу иностранцу. Но перечень документов, необходимых работодателю при привлечении "визового" иностранца и иностранца, прибывающего из стран, для въезда из которых в РФ виза не требуется, различается.

 

Примечание. Разрешение на работу не получают лица, постоянно или временно проживающие в РФ, иностранные граждане, прибывшие в порядке, не требующем визы и высококвалифицированные специалисты.

 

Для получения разрешений на работу иностранным гражданам первой из этих двух групп работодатели должны представить в ФМС следующие документы:

— заявление о выдаче разрешения на работу  на каждого привлекаемого гражданина;

— цветную фотографию иностранца (30 x 40 мм);

— копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника;

— копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;

— медицинские справки, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 188, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

— квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу  за каждого привлекаемого работника;

— копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.

 

К сведению. Временно пребывающий в России иностранец не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

 

Для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в РФ в порядке, не требующем получения визы, на основании п. 46 Регламента работодатель должен представить в ФМС следующие документы:

— заявление о выдаче ему разрешения на работу;

— документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина;

— миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Россию или отметкой территориального органа ФМС о выдаче данному гражданину указанной миграционной карты;

— квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу;

— трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенный и оформленный в соответствии с законодательством РФ.

Отметим, что разрешение на работу выдается на срок временного пребывания или на срок действия трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Однако данный срок может быть продлен. Для этого иностранец не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действия указанного разрешения представляет в территориальный орган ФМС ряд документов, определенных п. 7.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ.

 

Обратите внимание! Разрешения на работу выдаются в пределах квот, устанавливаемых Правительством РФ. Например, на 2013 год Постановлением Правительства РФ от 03.11.2012 N 1137 установлена квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу — 1 745 584 шт. А Приказом Минтруда РФ от 30.11.2012 N 566н эта квота распределена по субъектам РФ.

 

Уведомляем госорганы

 

Для работодателей, привлекающих к труду иностранцев, установлена обязанность по уведомлению определенных государственных органов, причем неважно, трудовой или гражданско-правовой договор заключается с иностранцем. В частности, работодатель должен уведомить:

1. ФМС и службы занятости населения — в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ, п. 2 Порядка). Формы уведомлений и порядок их заполнения установлены Порядком.

2. Налоговый орган по месту учета — в течение 10 дней со дня заключения договора (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Форма уведомления о привлечении и использовании иностранных работников рекомендована сотрудниками ФНС в Письме от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@ "О размещении примерной формы уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы".

 

К сведению. Работодатель обязан уведомить налоговый орган о привлечении и об использовании "визовых" иностранных работников в течение 10 дней со дня: подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности; прибытия иностранца к месту работы или к месту пребывания; получения им разрешения на работу; приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников или разрешения на работу иностранному гражданину.

 

Работодатели, которые принимают на работу высококвалифицированных иностранных специалистов, обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять ФМС об исполнении обязательств по выдаче заработной платы таким работникам, а также о случаях расторжения трудовых договоров с данными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (п. 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

Отметим, что несоблюдение требований законодательства об уведомлении государственных органов о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности в силу ст. 18.15 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — в размере от 35 000 до 50 000 руб., на юридических лиц — от 400 000 до 800 000 руб. Кроме этого, возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если работодатель не уведомил госорганы о привлечении к трудовой деятельности в России двух и более иностранцев, административная ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности — такое уточнение есть в п. 2 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ.

 

Обратите внимание! Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" установлено, что порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в России не применяется. Это значит, что при приеме на работу граждан Белоруссии работодатель не обязан уведомлять государственные органы.

 

Кроме этого, установлена обязанность по уведомлению госорганов работодателем в трехдневный срок:

— о нарушении иностранным работником условий трудового или гражданско-правового договора, а также о досрочном расторжении договора — ФМС;

— о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания — ФМС, территориальные органы федерального органа исполнительной власти по вопросам безопасности.

В данных случаях сведения направляются в произвольной форме, так как иное нормативными актами не предусмотрено.

 

Оформление трудовых отношений

 

Перечень документов, предъявляемых иностранцем для трудоустройства, практически не отличается от установленного ст. 65 ТК РФ — паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовая книжка, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний, справка о наличии или отсутствии судимости. Сделаем некоторые пояснения.

Относительно трудовой книжки: она не предъявляется, если это первое место работы или работа по совместительству. Если работник предъявляет трудовую книжку иностранного государства, работодатель не должен ее принимать, ему придется завести новую.

Если у иностранца отсутствует свидетельство государственного пенсионного страхования, то работодатель обязан оформить такое свидетельство в ПФР, поскольку в силу ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" иностранные граждане постоянно или временно проживающие на территории РФ, а также временно пребывающие на ее территории, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, должны быть застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования.

Обратим внимание на диплом об образовании, полученный за границей, — он должен пройти подтверждение в России. Особенно важна данная процедура для государственных и муниципальных учреждений, деятельность которых лицензируется государством (педагогическая, медицинская и т.п.). Порядок признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании установлен Приказом Минобрнауки РФ от 14.04.2009 N 128.

Ну и конечно, работодателю необходимо затребовать от иностранца документы, подтверждающие правомерность нахождения на территории нашей страны, — вид на жительство, миграционную карту, разрешение на временное проживание. Кроме этого, если иностранец временно проживает на территории РФ, он должен предъявить разрешение на работу.

 

Примечание. Документы воинского учета от иностранных работников не требуйте — они не являются военнообязанными.

 

В последнее время в СМИ обсуждалось установление для иностранных работников обязанности знать русский язык. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли при приеме на работу от иностранца требовать документ, подтверждающий владение русским языком? Отвечаем. В настоящее время запрашивать у иностранца такой документ не нужно. Действительно, Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия" предусмотрено введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства РФ для трудящихся-мигрантов за исключением высококвалифицированных специалистов и уже разработан законопроект. Однако вступление в силу данного закона планируется лишь с 2015 года.

Довольно часто работодатели пытаются установить срок трудовых отношений с иностранцами в соответствии со сроком действия выданного им разрешения на работу. Мы считаем, что это неверно, так как срочный трудовой договор может заключаться только в ряде случаев, установленных ст. 59 ТК РФ или иными федеральными законами. Ни статья 59 ТК РФ, ни Закон N 115-ФЗ не предусматривают иностранное гражданство работника в качестве основания для заключения с ним срочного трудового договора. Следовательно, заключение такого договора без оснований, установленных ст. 59 ТК РФ, не допускается.

Однако не стоит беспокоиться из-за бессрочного трудового договора, так как Трудовым кодексом предусмотрено дополнительное основание его расторжения — истечение срока действия или лишение работника специального права (в нашем случае разрешения на работу) — п. 9 ст. 83. Отметим, что аналогичная норма содержится и в Законе N 115-ФЗ: в случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока действия разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для такого продления, трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные с иностранным гражданином, подлежат прекращению.

Смотрите также:

1 Response

  1. Ольга:

    А есть организации, помогающие в оформлении?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.