Новый порядок оказания скорой медицинской помощи

медицинская помощь

При несчастных случаях, травмах и других состояниях или заболеваниях граждане имеют право на получение скорой медицинской помощи. Осуществляют такую помощь медработники специальных подразделений — станций скорой помощи или отделений скорой помощи, находящихся при поликлиниках или больницах. С 1 января 2014 года вступает в силу новый Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 20.06.2013 N 388н (далее — Порядок N 388н). Что изменилось и появилось нового в процедуре оказания скорой помощи, структуре станций скорой помощи, квалификационных требованиях к работникам, расскажем в этой статье.

Действующий порядок оказания скорой медпомощи

Напомним основные положения действующего в настоящее время Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 N 179 (далее — Порядок). Им установлены два этапа оказания скорой медпомощи — догоспитальный и госпитальный.

На догоспитальном этапе скорая медицинская помощь осуществляется медицинскими работниками:

— станций скорой медицинской помощи;

— отделений экстренной медицинской помощи лечебно-профилактических учреждений;

— отделений скорой медицинской помощи лечебно-профилактических учреждений;

— лечебно-профилактических учреждений, оказывающих скорую специализированную (санитарно-авиационную) медицинскую помощь.

На госпитальном этапе скорая медицинская помощь осуществляется медработниками отделения экстренной медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения.

На сегодня установлены следующие нормативы численности населения, при которых создаются станции скорой медицинской помощи: в городах с населением свыше 50 000 человек станция скорой медицинской помощи создается как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, которое функционирует в режиме круглосуточной работы, а в городах с населением более 100 000 человек с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности организуются подстанции скорой медицинской помощи как структурное подразделение станций.

Порядком определено, кто осуществляет финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи. Так, мероприятия по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи финансируются из бюджета субъектов РФ, а остальные мероприятия — за счет средств муниципального образования. Порядком также определяется, что представляет собой станция скорой медицинской помощи, в чем заключаются ее основные функции, из каких отделов и помещений она состоит, каковы функции оперативного отдела. Кроме этого, Порядком утверждены:

— Положение об организации деятельности отделения экстренной медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения;

— рекомендуемые штатные нормативы стационарного отделения скорой медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения;

— стандарт оснащения стационарного отделения скорой медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения.

Новый порядок оказания скорой помощи и его структура

Новым Порядком N 388н установлены правила оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи. В отличие от действующего, Порядком N 388н установлены не только общие правила оказания скорой помощи, но и правила организации деятельности конкретных подразделений скорой помощи, их штатные нормативы и оснащение. В первую очередь, определены:

1. Условия, в которых оказывается скорая помощь:

— вне медицинской организации — по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;

— амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

— стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

2. Формы скорой помощи:

— экстренная — оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

— неотложная — при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

3. Способы вызова скорой помощи:

— по телефону путем набора номеров "03", "103", "112" и (или) номеров телефонов медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь;

— с помощью коротких текстовых сообщений (SMS);

— при непосредственном обращении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь.

Примечание. Скорая медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медработниками выездных бригад скорой медпомощи, амбулаторная и стационарная — работниками медицинских организаций в амбулаторных и стационарных условиях соответственно.

Порядком N 388н предусмотрено такое новое структурное подразделение, как пост, трассовый пункт: это филиал скорой медицинской помощи, который организуется в удаленных или труднодоступных населенных пунктах (участках населенных пунктов), вдоль автомобильных дорог для оказания такой помощи вне медицинской организации.

Приложениями к Порядку N 388н также установлены правила:

осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой медицинской помощи (приложение 1);

организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи (приложение 2);

организации деятельности станций скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медпомощи) (приложение 3), а также рекомендуемые штатные нормативы и стандарты оснащения станций скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медпомощи) (приложения 4 и 5);

организации деятельности оперативного отдела медицинской организации, оказывающего скорую медицинскую помощь вне этой организации (приложение 6), рекомендуемые штатные нормативы и стандарты оснащения данного отдела (приложения 7 и 8);

организации деятельности стационарного отделения скорой медицинской помощи больницы (больницы скорой медпомощи) (приложение 9), рекомендуемые штатные нормативы и стандарты оснащения данного отдела (приложения 10 и 11);

организации деятельности отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи больницы (больницы скорой медпомощи, центра медицины катастроф) (приложение 12), рекомендуемые штатные нормативы и стандарты оснащения этого отдела (приложения 13 и 14);

организации деятельности врача скорой медицинской помощи, станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи (больницы, больницы скорой медпомощи), стационарного отделения скорой медицинской помощи больницы (больницы скорой медпомощи, отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи больницы (больницы скорой медпомощи центра медицины катастроф).

Отделы станций скорой помощи

По сравнению с действующим Порядком, новыми правилами рекомендуется предусматривать в структуре станций скорой медицинской помощи довольно большое количество отделов и помещений. Перечень отделов установлен п. 10 Правил деятельности станций скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи) (приложение 3):

— оперативный отдел;

— отдел связи (радиопост);

— подразделение по обеспечению перевозки инфекционных больных;

— хозрасчетный отдел;

— аптека (аптечный склад);

— дистанционно-консультативный пост (центр);

— транспортное подразделение;

— отдел информатизации и вычислительной техники (в станциях скорой медицинской помощи, отделениях скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медпомощи), обеспеченных автоматизированной системой регистрации и обработки вызовов с программным обеспечением);

— организационно-методический отдел скорой медицинской помощи;

— отдел линейного контроля (линейно-контрольная служба);

— отдел (кабинет) статистики с архивом;

— отдел госпитализации;

— подстанции скорой медицинской помощи;

— филиалы (посты, трассовые пункты) скорой медицинской помощи;

— кабинет подготовки к работе медицинских укладок.

В силу п. 11 приложения 3 для всех перечисленных отделов рекомендуется выделить свое помещение. Рекомендуется предусмотреть также:

— кабинет для приема амбулаторных больных;

— помещение для хранения медицинского оснащения выездных бригад скорой медицинской помощи;

— помещение для хранения запаса лекарственных препаратов и медицинских изделий, включая наркотические, психотропные, сильнодействующие и ядовитые препараты;

— кабинет (комнату) заполнения документов;

— комнаты отдыха для медицинских работников и водителей автомобилей скорой медицинской помощи;

— помещение для приема пищи дежурными медицинскими работниками;

— учебный(ые) класс(ы) (при количестве выездных бригад скорой медицинской помощи 5 и более);

— кабинет психологической разгрузки (при количестве выездных бригад скорой медицинской помощи 5 и более);

— административно-хозяйственные помещения (помещения для сбора медицинских отходов, для хранения баллонов с газами);

— помещение для автономного источника электропитания;

— кабинет старшего водителя, отапливаемый гараж, крытые стоянки-боксы, огороженную площадку с твердым покрытием для стоянки санитарного автотранспорта;

— санитарно-бытовые помещения для медицинских работников, включая душевые комнаты.

Порядком N 388н также определено, что станция скорой медицинской помощи, отделение скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медпомощи) может использоваться в качестве клинической базы образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, научных организаций, оказывающих медицинскую помощь.

Рекомендуемая структура оперативного отдела установлена п. 8 приложения 6, стационарного отделения скорой помощи — п. 8 приложения 9, отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи больницы — п. 8 приложения 12. Окончательная структура станций скорой помощи, отделов и отделений устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой создано соответствующее отделение, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и рекомендуемых штатных нормативов.

Оснащение станций скорой помощи

Оснащение станций скорой помощи, отделений скорой медицинской помощи, стационарного отделения и отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи больницы автомобилями скорой помощи, оборудованием, средствами защиты осуществляется по стандартам оснащения, утвержденным приложениями к Порядку N 388н.

Что касается средств, за счет которых финансируется оснащение, отметим: финансирование станций и отделений скорой медпомощи осуществляется в соответствии с типовыми программами государственных гарантий, которые формируются с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе ее стандартов, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения РФ, основанных на данных медицинской статистики.

На сегодняшний день существует Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1074. Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с этой Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств обязательного медицинского страхования.

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение:

— скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями (в части медпомощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медпомощи, предусмотренную в базовой программе ОМС);

— скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в части медпомощи, не включенной в базовую программу ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медпомощи, предусмотренную в базовой программе ОМС).

За счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи — в части помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медпомощи, предусмотренную в территориальных программах ОМС.

За счет средств местных бюджетов может предоставляться предусмотренная Программой медпомощь в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления.

Разделами V и VI Программы утверждены средние нормативы объемов медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медпомощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи.

Так, средние нормативы объема медпомощи по ее видам рассчитываются в единицах объема на одного жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования — на одно застрахованное лицо. Данные нормативы используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и для скорой медпомощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, на 2013-2015 годы составляют 0,318 вызова на одного жителя.

Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2013 год составляют на один вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования — 1 435,6 руб., на 2014 год — 1 507,4 руб., на 2015 — 1 582,8 руб.

Штатная численность

Штатную численность станций скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медпомощи), оперативного отдела медицинской организации, стационарного отделения скорой медицинской помощи больницы (больницы скорой медпомощи) устанавливает руководитель медицинской организации, исходя из объема оказываемой медицинской помощи, численности обслуживаемого населения и рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложениями 4, 7, 10, 13.

Обратите внимание! Рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

Штатная численность отражается в штатном расписании, которое является одним из обязательных документов организации. Под ним понимается документ, который применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением) и содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

Формы штатных расписаний учреждений здравоохранения (вместе с Порядком составления штатного расписания учреждениями здравоохранения) утверждены Приказом Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 N 16. Однако, поскольку данные формы носят рекомендательный характер и к настоящему времени несколько устарели, их, как правило, дорабатывают или применяют унифицированную форму Т-3, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Напомним, что в штатном расписании нужно указывать не фамилии сотрудников, а только должности, в том числе вакантные. При этом наименования структурных подразделений и должностей в них пишутся в именительном падеже в соответствии с номенклатурами врачебных должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке.

Примечание. Номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников утверждена Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183н.

Итак, если, учитывая объем оказываемой медицинской помощи, численность обслуживаемого населения и рекомендуемые штатные нормативы, руководитель примет решение изменить численность работников, в штатное расписание нужно будет внести изменения. Для этого можно либо оформить отдельный документ (приложением к штатному расписанию), либо утвердить новое штатное расписание. Изменение расписания или принятие нового осуществляется приказом руководителя, причем в этом документе следует указать дату, с которой штатное расписание (изменения) вступает (вступают) в силу.

Квалификационные требования

В новом Порядке N 388н прописаны квалификационные требования к работникам, занимающим руководящие должности на станции скорой помощи, и требования к врачам скорой помощи.

В силу п. 5 приложения 3 на должность главного врача станции скорой медицинской помощи назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2009 N 415н (далее — Квалификационные требования), по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье". Согласно данным требованиям главный врач должен иметь высшее профессиональное образование по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология". Также необходимо послевузовское профессиональное образование, или дополнительное образование в интернатуре или (и) ординатуре по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", или профессиональная переподготовка по указанной специальности руководителям медицинских организаций и медицинских организаций по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, заместителям руководителей этих организаций, врачам-методистам, врачам-статистикам, специалистам системы медицинского страхования, специалистам органов управления здравоохранением всех уровней, а также лицам, включенным в резерв кадров на замещение должности руководителя медицинской организации, органа управления здравоохранением. Главный врач должен проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности.

На должность заведующего станцией скорой медицинской помощи, отделением скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медпомощи), заведующего оперативным отделом и заведующего стационарным отделением скорой медицинской помощи больницы назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям по специальности "Скорая медицинская помощь".

Согласно этим требованиям специалист должен иметь высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия", послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование в интернатуре и (или) ординатуре по специальности "Скорая медицинская помощь" либо пройти профессиональную переподготовку по специальности "Скорая медицинская помощь" при наличии у него послевузовского профессионального образования по специальности "Анестезиология-реаниматология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Терапия", "Педиатрия" или "Хирургия". А также он должен проходить курсы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности.

Требования, аналогичные предъявляемым к заведующим, предъявляются и к должности врача скорой медицинской помощи станции скорой медпомощи, врача отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медпомощи), врача стационарного отделения и врача отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи. В дополнение к квалификационным требованиям к названным должностям в приложении 15 установлены основные трудовые функции этих работников. А для врачей стационарного отделения и отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи также установлены дополнительные трудовые функции.

 

Вам может также понравиться...