Нарушение правил заключения трудового договора как основание его прекращения

заключения трудового договора

Статьей 77 ТК РФ предусмотрены общие основания расторжения трудового договора. Одним из таких оснований является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (п. 11). Прочитав статью, вы узнаете, в каких случаях возможно прекращение трудовых отношений по данному основанию, как оформить такое увольнение и на что обратить внимание.

Нарушения трудового законодательства при заключении трудового договора

Статья 84 ТК РФ конкретизирует, нарушения каких правил заключения трудового договора могут повлечь за собой прекращение трудовых отношений. Это:
— заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
— заключение трудового договора о выполнении работы, противопоказанной данному работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
— отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом;
— заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации или ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;
— заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы;
— заключение трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности;
— в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Разберем каждый случай подробнее.
1. Лишение конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено ст. 47 УК РФ и состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Такое наказание устанавливается на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного. В некоторых случаях лишение занимать определенные должности или заниматься определенной должностью может устанавливаться на срок до 20 лет. Такое наказание может быть назначено за преступления против жизни и здоровья (склонение к употреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ) и другие подобные преступления).
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания даже тогда, когда оно не предусмотрено Уголовным кодексом в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
К кому может применяться данная санкция? Перечень профессий и должностей, к занимающим которые работникам применимо данное наказание, достаточно широк, но суду важно не наименование — важно, какие деяния были совершены. Так, в силу ст. 273 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться гражданину, входящему в группу лиц, которые с использованием своего служебного положения создавали, распространяли или использовали компьютерные программы, заведомо предназначенные для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации. А на основании ст. 266 УК РФ данная санкция может быть применена к механику гаража за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Итак, если имеется на руках приговор о лишении работника права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, работодатель имеет все основания прекратить трудовые отношения.
2. Выполнение работы, противопоказанной работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, также может стать основанием для прекращения трудового договора.
Как известно, для выполнения определенных видов работ требуется пройти медицинский осмотр. Так, на основании ст. 69, 213 ТК РФ обязательному медосмотру при поступлении на работу подлежат лица, не достигшие совершеннолетия, а также, в частности, будущие работники:
— на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
— на подземных работах;
— на работах, связанных с движением транспорта;
— организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли;
— водопроводных сооружений;
— лечебно-профилактических и детских учреждений.
Такие осмотры проводятся для определения пригодности будущих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Обратите внимание! Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами. Сейчас они утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Порядок проведения медицинского осмотра, а также перечень заболеваний, препятствующих выполнению работ по определенным должностям, утверждаются и отдельными ведомствами, например:
— Постановлением Совета судей РФ от 26.12.2002 N 78 утвержден перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;
— Приказом Минюста РФ от 26.08.2003 N 206 в том числе утверждены требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы уголовно-исполнительной системы, поступающих в образовательные учреждения Минюста.
3. Отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний.
Для трудоустройства на определенные должности законодательством предусмотрено обязательное наличие документа об образовании. Так, в силу ст. 100 Основ законодательства об охране здоровья граждан право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Поэтому предоставление работником подложного документа о получении медицинского образования или вовсе его отсутствие может стать основанием для прекращения трудового договора.

Обратите внимание! Указанные правила действуют до 01.01.2016. После этой даты право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности будут иметь лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в России и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (ст. 69 Основ законодательства об охране здоровья граждан).

Документ об образовании или получении специальных знаний необходим не только медицинским работникам, но и, например:
— водителям — для трудоустройства им нужно водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает профессиональную подготовку ;
— педагогам — на основании ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. В соответствии с такими положениями для трудоустройства необходимо высшее или среднее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации ;
— аудиторам — для трудоустройства на данную должность необходим квалификационный аттестат аудитора .
4. Заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица о дисквалификации или ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
Дисквалификация является одним из видов административных наказаний, назначается судьей и заключается в лишении физического лица права:
1. Замещать должности:
— федеральной государственной гражданской службы ;
— государственной гражданской службы субъекта РФ ;
— муниципальной службы .
2. Занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица.
3. Входить в совет директоров (наблюдательный совет).
4. Осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.
5. Осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
6. Осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.
Конечно, трудовым законодательством не предусмотрена обязанность работника при приеме на работу сообщать об имеющемся в отношении него постановлении суда о дисквалификации, однако работодатель может самостоятельно запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Формирование и ведение этого реестра осуществляет ФНС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805.

Примечание. Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется в целях учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

Порядок предоставления информации из реестра изложен в Письме ФНС РФ от 29.12.2011 N ПА-4-6/22455@, в соответствии с которым информация предоставляется всем заинтересованным лицам в течение пяти дней со дня запроса (органам государственной власти и местного самоуправления — бесплатно, иным заинтересованным лицам — за плату в размере одного МРОТ).
В реестре, в частности, содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице: ФИО; в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения; дата совершения правонарушения, его суть и квалификация; срок дисквалификации.
Лишение специального права, предоставленного лицу, тоже является видом административного наказания. На основании ст. 3.8 КоАП РФ лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Такое наказание назначается судьей и не может длиться менее одного месяца и более трех лет.
5. Заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) установил ограничения по трудоустройству бывших государственных или муниципальных служащих (ст. 12). Так, гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения со службы имеет право работать по трудовому договору в организации или выполнять работы (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) стоимостью более 100 000 руб. в месяц только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов при условии, что отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего.
Более того, данным законом установлена обязанность бывшего государственного или муниципального служащего сообщать новому работодателю сведения о последнем месте своей службы. Перечень должностей таких служащих утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 . Например, к ним относятся руководители и заместители руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководители или начальники департаментов и подразделений. Кроме этого, более конкретные наименования должностей определены ведомственными актами — приказами Росавиации от 20.07.2011 N 454, ФСКН РФ от 09.06.2011 N 253, Минтранса РФ от 31.05.2011 N 146, Минобрнауки РФ от 21.04.2011 N 1522, Росстандарта от 04.04.2011 N 70-к, Росимущества от 03.09.2010 N 237, Рослесхоза от 29.03.2010 N 109 и др.
После вступления в силу Закона о противодействии коррупции в законы, регламентирующие осуществление определенных видов службы, были внесены изменения. Теперь можно прекратить трудовой договор, если нарушены ограничения и запреты, касающиеся привлечения к трудовой деятельности бывших служащих. Перечислим некоторые федеральные законы, связанные с этим:
— от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ;
— от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» ;
— от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ;
— от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
— от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
6. Заключение трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Если во время действия трудового договора будет обнаружено, что при его заключении было нарушено то или иное указанное в данной статье правило, работодатель не вправе оставить сотрудника на работе, обусловленной таким трудовым договором.
Так, на основании ст. 4 Закона N 342-ФЗ сотрудникам органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. При обнаружении политической принадлежности работника трудовой договор может быть прекращен.
Статьей 29 Закона о полиции установлены ограничения, связанные со службой в полиции. Например, приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства может послужить основанием для прекращения трудовых отношений.
На основании ст. 13 Закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу.
Статьей 10 Закона N 16-ФЗ установлено ограничение при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности. На такую работу не принимаются лица:
— имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
— состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
Соответственно, при обнаружении таких фактов работодатель смело может расторгать трудовой договор.
Отметим, что подобные ограничения установлены не только федеральными законами, но и Трудовым кодексом (ст. 96, 253, 331 и пр.).

Порядок прекращения трудового договора

В случаях, рассмотренных выше, трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, а вакансии в других местностях — если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Также работодатель должен выплатить работнику выходное пособие в размере среднего заработка, но если нарушение правил заключения трудового договора допущено по вине работника, пособие не выплачивается и не предлагается иная имеющаяся у работодателя работа.
Определение вины работника имеет большое значение, так как в силу п. 51 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» формулировки основания прекращения трудового договора будут различаться: если правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, то трудовой договор с таким работником расторгается по пункту 11 части первой статьи 81 Кодекса, а не по пункту 11 части первой статьи 77 Кодекса.
Работник будет виновен в нарушении правил заключения трудового договора, если скрыл обстоятельства, которые мешают вступить в трудовые отношения, либо предоставил недостоверную информацию. Например, если при приеме на работу представить фальсифицированный документ об образовании, трудовой договор подлежит расторжению в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора.
А если работник скрыл факт действия в отношении него приговора суда, лишающего права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, или тот факт, что работа, для выполнения которой заключается трудовой договор, противопоказана ему по состоянию здоровья? В таком случае действия работника также виновны, но расторжение трудового договора будет осуществляться в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ — нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, исключающее возможность продолжения работы.
Отметим, что не всегда можно установить обстоятельства, препятствующие продолжению трудовых отношений. Например, работодатель не вправе требовать медицинского освидетельствования работника, если по его должности или профессии законодательством это не предусмотрено. Но в трудовом договоре можно отметить, что стороны не имеют обстоятельств (медицинского, организационно-правового и иного характера), препятствующих заключению трудового договора. Заключая трудовой договор с таким условием, работник заранее соглашается, что в случае обнаружения указанных обстоятельств он будет уволен без выплаты выходного пособия.
Иногда возникает вопрос: можно ли расторгнуть трудовой договор по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ во время нахождения работника на больничном? Можно. Законность такого увольнения подтверждают и судебные органы. Так, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда рассмотрела дело о признании увольнения незаконным по данному основанию. Работник довольно часто бывал на больничном и как раз в период увольнения был временно нетрудоспособен в очередной раз. Он считал, что увольнение в период болезни невозможно.
Суд установил, что при прохождении медицинского осмотра при приеме на работу истец не сообщил врачам достоверные сведения о состоянии своего здоровья, наличии многочисленных тяжелых заболеваний, нахождении длительное время на инвалидности. Действительно, не допускается увольнение работника в период временной нетрудоспособности, но только по инициативе работодателя. Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя перечислены в ст. 81 ТК РФ, и к ним не относится нарушение установленных правил заключения трудового договора, исключающее возможность продолжения работы. Поэтому суд признал, что работодатель имел право расторгнуть трудовой договор с истцом в период его болезни (Определение от 10.08.2009 N 10706).
Прекращая трудовой договор по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работодатель должен иметь доказательства того, что договор был заключен на основании фальсифицированных документов, представленных работником. Это, например, может быть письмо ректора вуза о том, что конкретный диплом не выдавался или такой студент не обучался в вузе.
В любом случае прекращение трудового договора оформляется приказом по унифицированной форме Т-8 . В графе «Основание» обязательно указываются реквизиты документов, подтверждающих нарушение правил заключения трудового договора и отказ (если таковой имеется) от предложенной иной работы. Датой прекращения трудового договора считается день, когда работодатель узнал о том, что работник не имеет соответствующего документа об образовании.
С приказом о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. Если данный документ невозможно довести до сведения работника или тот отказывается ознакомиться с ним под роспись, об этом делается соответствующая запись.
На основании приказа вносится запись в трудовую книжку: «Трудовой договор прекращен в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающим возможность продолжения работы, пункт 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации». При расторжении трудовых отношений по этому основанию работодатель должен соблюдать общий порядок — в день прекращения трудового договора выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Обязательно нужно оформить личную карточку, записку-расчет, журнал учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Заключительным этапом станет выдача работнику справки о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности), и направление сведений в военкомат (при условии, что работник подлежал воинскому учету). Напомним, что форма предоставления сведений в военкомат предусмотрена приложением 9 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, разработанным Генеральным штабом ВС РФ.

Вам может также понравиться...