Всё об иностранных работниках

иностранный работник

С начала XXI века в Российской Федерации наблюдается активный приток внешних мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Это обусловлено целым рядом причин, начиная от глобализации мировой экономики и заканчивая банальной потребностью в трудовых мигрантах. В большинстве отраслей труд иностранных работников намного выгоднее для предприятий в силу меньших затрат. Однако привлечение иностранных работников требует их дополнительного оформления. При этом важно отметить, что в настоящее время остро обозначена проблема нелегальных иностранных работников, т. к. их работодатели не соблюдают сложную процедуру соответствующего оформления. Актуальность данной темы обусловлена также внесением значительных изменений в законодательство Российской Федерации в указанной сфере общественных отношений.

Правовой статус иностранного гражданина в Российской Федерации

Для полноценного изучения понятия иностранного работника в Российской Федерации необходимо изначально исследовать правовой статус иностранного гражданина. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регламентировано Конституцией, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно пункту 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В данном случае речь идет о следующих исключениях:

— Иностранные граждане не обладают правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и ее субъектов. Однако постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

— Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Однако они могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами.

— Иностранные граждане не имеют права: находиться на муниципальной, государственной службе; быть членами экипажа военного корабля РФ, быть командирами воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Также иностранным гражданам запрещается замещать иные должности, допуск ограничен федеральным законом.

— Международным договором или федеральным законом могут устанавливаться ограничения права собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Таким образом, к отношениям с участием иностранных граждан в Российской Федерации применяется так называемый национальный режим, т. е. уравнивание с небольшими исключениями, правового статуса иностранных граждан и граждан Российской Федерации.

Российское законодательство устанавливает 3 вида правового статуса для иностранных граждан:

1. Временное пребывание

В соответствии с законодательством Российской Федерации временно пребывающий иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной иностранному гражданину визы. В случае если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то срок его пребывания не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». По окончании срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного указанным выше законом или международным договором, иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации, за исключением следующих случаев:

— на день истечения указанных сроков иностранному гражданину продлены срок действия визы или срок временного пребывания;

— иностранному гражданину выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство;

— у иностранного гражданина приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание;

— федеральным органом исполнительной власти принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту;

— федеральным органом исполнительной власти принято ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

Важно отметить, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть продлен или сокращен. На это влияет изменение условий договора или прекращение обстоятельств, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении или сокращении срока временного пребывания принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел (Министерство иностранных дел Российской Федерации), или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел (Министерство внутренних дел Российской Федерации), или их территориальными органами.

Срок временного пребывания сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. В соответствии со статьями 26 и 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» такое решение принимается в следующих случаях:

— иностранный гражданин в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушил правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, — до устранения нарушения;

— иностранный гражданин сообщил заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в Российской Федерации;

— иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекался к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, — в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности;

— иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехал из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера, — в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации;

— это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения; При этом иностранному гражданину въезд на территорию Российской Федерации разрешается при наличии письменного подтверждения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службы Российской Федерации), о применении в отношении указанного иностранного гражданина процедуры реадмиссии (согласие государства на прием обратно на свою территорию своих граждан (а также в некоторых случаях иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве), которые подлежат депортации из другого государства) с указанием даты и предполагаемого пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

— в отношении иностранного гражданина вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, — в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

— в отношении иностранного гражданина неоднократно (два и более раза) выносилось решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, — в течение десяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

— в период предыдущего пребывания в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства была прекращена процедура реадмиссии;

— иностранный гражданин имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

— иностранный гражданин не представил документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, — до их представления;

— иностранный гражданин не представил полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, — до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;

— при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранный гражданин не смог подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и последующего выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

— в отношении иностранного гражданина принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;

— иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонился от уплаты налога или административного штрафа либо не возместил расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией, — до осуществления соответствующих выплат в полном объеме. Порядок погашения иностранными гражданами такой задолженности определяется Правительством Российской Федерации;

— иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления им трудовой деятельности на территории Российской Федерации, — в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к

— иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысил срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, — в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.

В случае если въезд иностранного гражданина ограничен по основаниям вынесения решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или о его передаче иностранному государству, органы пограничного контроля и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ФМС РФ), или его территориальный орган в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проставляет соответствующую отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина.

Помимо этого, срок временного пребывания может быть увеличен до ста восьмидесяти суток или сокращен Правительством Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Данное положение распространяется на временное пребывание иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации — в отношении отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан. В случае принятия решения о сокращении срока временного пребывания Правительство Российской Федерации также устанавливает срок, в течение которого иностранные граждане обязаны выехать из Российской Федерации.

2. Временное проживание

В соответствии с законодательством Российской Федерации временно проживающий иностранный гражданин — это лицо, получившее разрешение на временное проживание. Срок действия данного разрешения составляет 3 года и выдается в пределах квоты на выдачу разрешений, ежегодно утверждаемой Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Однако в статье 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание может быть выдано без учета квоты иностранному гражданину:

— родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

— признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

— имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

— состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

— осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

— поступившему на военную службу, на срок его военной службы;

— являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию;

— имеющему сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, состоящих в гражданстве Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными либо ограниченными в дееспособности;

— не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) — иностранным гражданином, указанным в пунктах ранее;

— достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) — иностранным гражданином, указанным в пунктах ранее;

— не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) — гражданина Российской Федерации;

— достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) — гражданина Российской Федерации.

Важно знать, что разрешение на временное проживание содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение, и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина и признаваемом Российской Федерацией в этом качестве, или в виде документа по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Для получения разрешения на временное проживание иностранному гражданину необходимо подать заявление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (Управление Федеральной миграционной службы по субъекту Российской Федерации) или в дипломатическое представительство, консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина. Данное заявление может быть подано в форме электронного документа посредством сети Интернет и единого портала государственных и муниципальных услуг.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Направление запросов и получение информации при наличии технической возможности осуществляются с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.

В шестимесячный срок УФМС по субъекту РФ выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения. Иностранный гражданин вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание в случае отказа в разрешении или аннулирования ранее выданного. Однако сделать это он может не ранее чем через один год со дня отклонения его предыдущего заявления о выдаче разрешения на временное проживание или аннулирования ранее выданного.

Помимо этого, законодательством Российской федерации в сфере миграции предусмотрено предоставление временно проживающими гражданами уведомлений о подтверждении такового проживания. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или в электронной форме посредством сети Интернет подавать в территориальный орган по месту получения разрешения такое уведомление о подтверждении своего проживания с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Копия налоговой декларации также может быть запрошена в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание. Обязательным в таком случае будет также предоставление документов, подтверждающих невозможность подать указанное уведомление в установленный срок.

Следует обратить внимание на то, что процедура получения разрешения на временное проживание иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, совершенно иная. В этом случае также сохраняется обязательность соблюдения квоты. Иностранный гражданин подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции следующий пакет документов:

— заявление о выдаче разрешения на временное проживание, которое может быть подано и в электронной форме;

— документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

— миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления миграционной карты территориальный орган проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;

— квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание. Указанную квитанцию данный иностранный гражданин вправе представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган по собственной инициативе. В случае ее непредставления федеральный орган самостоятельно проверяет факт уплаты государственной пошлины.

Отметка о принятии от иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание проставляется в его миграционной карте, а в случае представления заявления в электронной форме — уведомление, подтверждающее принятие указанного заявления, направляется заявителю также в форме электронного документа.

Главной особенностью предоставления разрешения на временное проживание иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является то, что отказ в приеме такого заявления не допускается, за исключением случаев, когда не предъявлен какой-либо из документов или не уплачена государственная пошлина.

После принятия заявления иностранный гражданин обязан предоставить в территориальный орган следующие документы:

— документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на бумажном носителе либо в электронной форме в случае подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в такой форме — в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание;

— свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе — по усмотрению иностранного гражданина в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию. В случае отсутствия такой информации в течение указанного срока проверка исполнения обязанности иностранного гражданина по постановке на учет в налоговом органе осуществляется территориальным органом путем направления межведомственного запроса в налоговый орган о представлении сведений о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе.

Важно также отметить, что для иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, срок запросов в органы безопасности и др. сокращен до месяца, и не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия его заявления при условии представления им всех документов УФМС по субъекту РФ обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание по установленной форме или уведомление об отказе.

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется, в случае если данный иностранный гражданин:

— выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

— финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

— в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

— представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

— осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

— имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

— неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

— в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Действие данного положения не распространяется на иностранного гражданина: размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание; обучающегося по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или в образовательной организации высшего образования Российской Федерации в том числе и по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); пенсионера или инвалида, а также относящегося к иным категориям лиц, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

— по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

— находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

— заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

— является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

— прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок необходимые документы.

В случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения территориальный орган, принявший такое решение, выдает иностранному гражданину соответствующее уведомление или направляет его в электронной форме на адрес электронной почты. Такое решение территориального органа может быть обжаловано иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным лицом уведомления о принятии соответствующего решения. В период рассмотрения жалобы данного иностранного гражданина он не утрачивает право на временное пребывание в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В случае принятия решения в пользу иностранного гражданина указанный территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня отмены соответствующего решения выдает (восстанавливает) данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание.

3. Постоянное проживание

В соответствии с законодательством Российской Федерации постоянно проживающий иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство. Более того, иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, вправе свободно выезжать и въезжать на территорию России. Для получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить на территории России не менее года на основании разрешения на временное проживание. Процедура получения вида на жительство также начинается с подачи заявления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (УФМС по субъекту РФ) не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Данное заявление может быть подано и в электронной форме посредством сети Интернет. Важным условием получения вида на жительство является то, что иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Срок действия вида на жительство составляет 5 лет. По окончании этого срока вид на жительство может быть продлен еще на 5 лет, причем количество продлений не ограничено, однако подать такое заявление нужно не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося.

Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган по месту получения вида на жительство. Подача такого уведомления осуществляется им лично, или почтовым отправлением, или в электронной форме. В указанное уведомление вносятся следующие сведения:

— имя данного иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);

— место проживания данного иностранного гражданина;

— место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство;

— период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им вида на жительство (с указанием государств выезда);

— размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.

Другая дополнительная информация содержаться в указанном уведомлении не должна.

Однако иностранному гражданину в выдаче вида на жительство может быть отказано или аннулирован уже имеющийся на тех же основаниях, что были рассмотрены ранее в отношении отказа в разрешении на временное проживание. При этом дополнительным основанием является тот случай, когда иностранный гражданин не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства. Исключением является иностранный гражданин, признанный нетрудоспособным.

Правовые основы трудовых отношений с участием иностранных граждан в Российской Федерации

В сфере трудовых отношений иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Иностранным работником является иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий трудовую деятельность на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Помимо этого, важно рассмотреть понятие «работодатель» в сфере трудовых отношений с участием иностранных граждан в Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель — это физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. При этом в качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Также в указанном федеральном законе закреплено понятие «заказчик работ (услуг)», под которым понимается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). При этом в качестве заказчика работ (услуг) также может выступать иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает обязательное наличие у работодателя и заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В свою очередь и иностранный гражданин, достигший 18 лет, имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако важно отметить, что это условие не распространяется на широкий круг иностранных граждан:

— постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

— являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

— являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

— являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

— являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

— обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

— обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

— приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

— приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

— являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

— осуществляющих трудовую деятельность по договору в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки, лиц, не достигших возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию, а также осуществляющих трудовую деятельность спортсменов в возрасте до восемнадцати лет.

Под разрешением на работу принято понимать документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. Важным моментом является то, что работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. В свою очередь, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Трудовая деятельность временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина ограничена лишь территорией, на которой ему разрешено временное проживание.

Помимо этого, законодательство Российской Федерации предусматривает исключительные случаи, в которых иностранных граждане могут осуществлять трудовую деятельность вне переделов территории, на которой ими получено разрешение, с учетом особенностей региональных экономических связей.

Разрешение на работу выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (ФМС РФ) или его территориальным органом (УФМС по субъекту РФ) по заявлению иностранного гражданина. Срок данного разрешения может быть ограничен сроком пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации или сроком действия заключенного иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но по общему правилу не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Отказ в приеме от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу не допускается, за исключением случаев возникновения у него проблем с предоставлением необходимой документации. УФМС по субъекту РФ, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает заявление иностранного гражданина с учетом квот на выдачу таких разрешений и не позднее десяти дней со дня принятия такого заявления должен выдать иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление в отказе.

Важно также отметить, что срок разрешения может быть продлен также по заявлению иностранного гражданина и решение о продлении срока действия разрешения на работу принимается без учета квот. Такое решение принимается в течении трех рабочих дней со дня представления иностранным гражданином заявления и других требуемых документов.

Временно пребывающему иностранному гражданину, основанием для выдачи разрешения которому являлся трудовой или гражданско-правовой договор, и он был досрочно расторгнут, необходимо в течение пятнадцати рабочих дней заключить новый договор или же он обязан выехать из Российской Федерации. При этом если срок нового договора превышает срок выданного разрешения на работу, срок действия последнего может быть продлен. Помимо этого, иностранный гражданин, заключающий новые договоры в период действия своего разрешения на работу, обязан сообщать свежую информацию в отдел УФМС по субъекту РФ.

Также еще одни нюансом получения разрешений в некоторых сферах, таких как жилищно-коммунальное хозяйство, розничная торговля или бытовое обслуживание, является обязательность подтверждения иностранным гражданином своих навыков владения русским языком на уровне не ниже базового уровня. Свои навыки иностранный гражданин может подтвердить сертификатом в установленной форме о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку, документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года, документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года, а также иным документом об образовании, в случае если его образование, полученное за границей, признается в Российской Федерации. При это таковое подтверждение не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным.

Законодательство Российской Федерации также предусматривают возможность гражданам РФ привлекать в трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в нее в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента. Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором выдан. Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Для его получения иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, необходимо представить в отдел УФМС по субъекту РФ заявление, документ, удостоверяющий личность, миграционную карту, документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента, а также сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Отказать в приеме заявления о выдаче патента не могут за исключением случаев невозможности предоставления какой-либо документации иностранным гражданином. Срок предоставления патента или отказа в нем — десять рабочих дней со дня принятия заявления иностранного гражданина.

Российское законодательство предусматривает следующие основания для отказа в выдачи патента:

— в случае регистрации данного иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

— в случае осуществления трудовой деятельности у физических лиц с привлечением труда третьих лиц.

Понятие и виды квот для иностранных граждан

Миграционная квота — это количественное ограничение численности прибывших в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти принимающей страны в виде абсолютной либо относительной величины (процентной доли) по стране в целом, отдельным территориям, видам экономической деятельности (отраслям), странам происхождения, профессиональным группам.

В российской правовой литературе выделяют следующие виды миграционных квот.

1. Квота на выдачу приглашений на въезд. Так, Министерство труда и социальной защиты утвердило по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной миграционной службой распределение по субъектам Российской Федерации на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в количестве 357 894 штук. Большинство из них распределены в Дальневосточный, Северо-Западный и Центральный федеральные округа.

2. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Данное квотирование проводится по двум направлениям: по субъектам и по профессиям, специальностям и квалификациям. Так, Министерство труда и социальной защиты утвердило по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной миграционной службой распределение по субъектам Российской Федерации на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 1 631 586 штук. Большинство из них распределены в Центральный, Северо-Западный и Уральский федеральные округа. Помимо этого, Правительство Российской Федерации установило, что реализация потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников осуществляется в соответствии с распределением по приоритетным профессионально-квалификационным группам. Больше всего в Российской Федерации существует потребность в рабочих, занятых на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.

3. Квота на выдачу разрешений на временное проживание. Правительство Российской Федерации установило на 2014 год квоту на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 95880 разрешений на временное проживание в Российской Федерации с распределением по субъектам. Большинство из них распределены в Сибирский, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа.

4. Предельная допустимая доля использования иностранных работников по видам экономической деятельности. Правительство Российской Федерации установило на 2014 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности в сфере розничной торговли и в области спорта, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности:

— розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво — 15% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— розничная торговля фармацевтическими товарами — 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— розничная торговля в палатках и на рынках — 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— прочая розничная торговля вне магазинов — 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— прочая деятельность в области спорта — 25% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

В Российской Федерации действуют Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, в соответствии с которыми подготовку данных предложений и утверждение квот осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о потребности в привлечении иностранных работников, которые рассматриваются межведомственной комиссией из числа представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что в Российской Федерации действует приоритетное право на трудоустройство российских безработных граждан. Поэтому прежде чем подавать заявку на квоту работодателям необходимо обратиться в органы службы занятости населения субъекта, в котором он расположен, с заявлением-анкетой о подборе необходимых работников из числа российских граждан на рабочие места, планируемые для иностранных работников. Без указанного обращения заявки на квоту не принимаются. Кроме того, работодателям рекомендуется представить сопроводительное письмо с обоснованием необходимости привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в адрес межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников.

В соответствии с Правилами формирования квот, действующими в Российской Федерации, работодатели могут обратиться с заявкой о выделении квоты на привлечение иностранных работников в рамках корректировки квоты 2014 года в следующих случаях:

— если ранее не представляли в установленном порядке заявку на 2014 год;

— если возникает необходимость в увеличении (уменьшении) утвержденного количества иностранных работников — для работодателей, включенных в квоту 2014 года.

Оформление заявок в электронном виде осуществляется работодателями через Интернет с использованием автоматизированного информационного комплекса «Миграционные квоты», расположенного по адресу: http://www. migrakvota. gov. ru.

Особые категории иностранных граждан

Рассмотрев общие правила осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, отметим, что российским законодательством предусмотрена особая правовая регламентация труда отдельных категорий иностранцев. Особенно данная регламентация уточняется в последних изменениях, внесенных в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». К особым категориям в указанной сфере относятся: иностранные граждане, обучающиеся в Российской Федерации по очной форме, высококвалифицированные специалисты и работники, осуществляющие руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли.

Иностранные граждане, обучающиеся на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» могут совмещать в Российской Федерации работу с учебой, так как на основании обыкновенной учебной визы им предоставляется возможность осуществления трудовой деятельности. При этом иностранным гражданам, пребывающим в Российской Федерации на основании обыкновенной трудовой визы, предоставляется возможность осуществления обучения в образовательном учреждении на территории Российской Федерации без оформления в установленном порядке изменения цели въезда в Российскую Федерацию. Кроме того, предусматривается закрепить норму, согласно которой федеральными законами или международными договорами Российской Федерации может устанавливаться более благоприятный режим въезда в Российскую Федерацию, пребывания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на учебу в российские образовательные учреждения.

В Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» внесены изменения, устанавливающие правила выдачи и продления иностранному гражданину, обучающемуся в Российской Федерации, разрешения на работу, обязательность выдачи такого разрешения без каких-либо не предусмотренных российским законодательством требований, при условии, что иностранный гражданин представил все необходимые для этого документы. При этом минимизирован перечень документов, которые необходимо представить в соответствующий территориальный орган ФМС России обучающемуся в Российской Федерации иностранному гражданину для получения разрешения на работу. Разрешения на работу предусматривается выдавать без учета квот и в ускоренном порядке. Помимо этого теперь появилась возможность получения или продления разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на срок его обучения в соответствующем образовательном учреждении на территории Российской Федерации, если данный иностранный гражданин совмещает работу с обучением. Кроме того, Федеральным законом устанавливается дополнительное основание для аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, обучавшемуся в учебном заведении Российской Федерации и получившему такое разрешение в качестве обучающегося, — прекращение обучения в данном учебном заведении. При этом предусматривается обеспечение непрерывности обучения иностранного гражданина в Российской Федерации в случае его перехода в установленном порядке в другое учебное заведение на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане — высококвалифицированные специалисты, которыми признаются иностранные граждане, имеющие опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения). Важным фактом в отношении данной категории иностранных граждан является то, что на них не распространяется распределение квот. Помимо этого законодательством четко прописан круг работодателей и заказчиков работ (услуг), которые вправе привлекать высококвалифицированных специалистов, это:

— российские коммерческие организации;

— российские научные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования (за исключением духовных образовательных организаций), учреждения здравоохранения, а также иные организации, осуществляющими научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;

— аккредитованные в установленном порядке на территории Российской Федерации филиалы иностранных юридических лиц.

Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с привлекающим его работодателем или заказчиком работ (услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления.

Последним новшеством, внесенным в миграционное законодательство, является установление сроков подачи уведомлений в отношении высококвалифицированных специалистов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации. С 1 января 2014 года в соответствии с Приказом Федеральной миграционной службы России N 372 от 05.09.2013 года устанавливается обязанность уведомлять ФМС о расторжении трудового (гражданско-правового) договора с высококвалифицированным специалистом в течение трех рабочих дней с даты расторжения такого договора. Помимо этого устанавливается обязанность уведомлять ФМС о предоставлении высококвалифицированному специалисту отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты предоставления отпуска.

Иностранные граждане, осуществляющие руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. Как уже говорилось ранее, работодатель (или заказчик) не вправе привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары). Исключение в данном случае составляют руководящие должности по перечню, определенному Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Данный приказ содержит перечень из 12 должностей и квалификационных требований к ним:

1. Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия

2. Финансовый директор (заместитель директора по финансам)

3. Заместитель директора по коммерческим вопросам

4. Заместитель директора по управлению персоналом

5. Главный товаровед

6. Заведующий отделом (в торговле)

7. Заведующий товарным комплексом

8. Заведующий секцией

9. Заведующий складом

10. Начальник отдела (в торговле)

11. Начальник лаборатории (в торговле)

12. Менеджер (в торговле)

Действие данного документа началось с 7 февраля 2014 года.

Иностранных граждане в зависимости от их профессии, которые перечислены в приложении к Приказу Минтруда России от 20.12.2013 N 768н, среди которых работники искусств и кинематографии, средства массовой информации, директора, инженеры различных специальностей и техники — всего 62 профессии. Приказ вступил в силу 11 февраля 2014 года.

Оформление трудовых отношений с иностранным работником

Трудовые отношения с иностранным работникам могут быть оформлены при помощи заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Главным отличием гражданско-правового договора от трудового является то, что на его исполнение не распространяются права и гарантии трудового законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, поэтому при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ. Так как трудовое законодательство Российской Федерации предусматривает заключение срочных трудовых договоров только в случаях, прямо указанных в Трудовом кодексе Российской Федерации или иных федеральных законах, и не предусматривает необходимости заключения с иностранными гражданами трудового договора на определенный срок, то по общему правилу с ними заключаются бессрочные трудовые договоры. Однако трудоустройство иностранных граждан осложнено сроком, на который им выдается разрешение на работу. Следовательно, бессрочный трудовой договор с иностранным гражданином подлежит расторжению в последний день перед окончанием срока его разрешения на работу в Российской Федерации. В случае продления такого разрешения трудовой договор перезаключается. Однако, важно отметить, что общий срок трудового договора с даты его вступления в силу до даты окончания действия (в том числе измененной по соглашению сторон) не должен превышать 5 лет.

Для заключения трудового договора с иностранным гражданином необходимы следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность;

2) миграционная карта;

3) виза;

4) отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания;

5) разрешение на работу;

6) ИНН, который иностранный гражданин обязан получить;

7) документы об образовании, при этом они должны быть признаны на территории Российской Федерации. В соответствии с законодательством Российской Федерации признаются документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации и (или) выданные иностранными образовательными организациями, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Понятие гражданско-правового договора определяется статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации: это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Его условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание конкретного условия предписано законом или иными правовыми актами.

К гражданско-правовым договорам, на основании которых возможно привлечение физических лиц для участия в текущей деятельности организации, относятся:

— договор подряда (бытовой, строительный, на выполнение проектных или изыскательских работ, для государственных или муниципальных нужд);

— договор возмездного оказания услуг;

— договор поручения;

— договор комиссии;

— агентский договор.

При заключении гражданско-правовых договоров сторонам следует согласовать ряд обязательных условий. В частности, необходимо определить конкретный вид работы или характер услуги, подлежащих выполнению по заданию организации. Также должна быть предусмотрена точная сумма вознаграждения либо порядок ее расчета исходя из выполненного объема работы, затраченного времени и т. д.

В соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, имеют право на получение медицинской помощи в рамках системы Обязательного медицинского страхования России на тех же условиях, что и российские граждане. При занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдача им страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляются наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора. Медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) в Российской Федерации, оказывается лечебно-профилактическими организациями независимо от их организационно-правовой формы. Скорая помощь иностранным гражданам оказывается бесплатно и безотлагательно. Скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также медицинскими работниками или лицами, обязанными оказывать первую помощь по закону или специальному правилу, в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений). После выхода из указанных состояний иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощь. При этом плановая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается на платной основе. Плановая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в случае нарушения здоровья, не представляющего непосредственной угрозы их жизни, в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг либо договором добровольного медицинского страхования.

Ответственность за нарушение порядка привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности

Российское законодательство предусматривает административную ответственность за следующие правонарушения в указанной сфере:

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу или патента влечет наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от 2 000 до 5 000 рублей;

— на должностных лиц — от 25 000 до 50 000 рублей;

— на юридических лиц — от 250 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников влечет наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от 2 000 до 5 000 рублей;

— на должностных лиц — от 25 000 до 50 000 рублей;

— на юридических лиц — от 250 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина либо неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года влечет наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от 2 000 до 5 000 рублей;

— на должностных лиц — от 35 000 до 50 000 рублей;

— на юридических лиц — от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

4. Нарушения, рассмотренные выше, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от 5 000 до 7 000 рублей;

— на должностных лиц — от 35 000 до 70 000 рублей;

— на юридических лиц — от 400 000 до 1 000 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, или о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом, или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года либо непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о постановке высококвалифицированного специалиста на учет в налоговом органе, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — в размере от 35 000 до 70 000 рублей;

— на юридических лиц — от 400 000 до 1 000 000 рублей.

В рамках рассмотрения данного вопроса важно отметить, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина понимаются допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование его труда. При этом, в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан административная ответственность наступает за нарушение в отношении каждого иностранного гражданина.

Таким образом, рассмотрев правовую регламентацию трудовой деятельности иностранных работников в Российской Федерации, стоит отметить запутанность данной системы. Множество нюансов в правовых статусах иностранных граждан, сложность их оформления в связи с получением квот для предприятий привело к появлению различных фирм, которые за дополнительную плату содействуют работодателям в проведении процедуры привлечения иностранных граждан для трудоустройства. Однако не все предприятия обладают возможностью финансировать данный вопрос. Некоторые работодатели по-прежнему предпочитают труд нелегальных иностранных работников. Все это приводит к допущению ошибок работодателями при трудоустройстве иностранных работников, что в дальнейшем приводит к штрафам и, естественно, негативно сказывается на предприятии. Однако стоит отметить положительные моменты, появившиеся в связи с последними изменениями в миграционном законодательстве. В данном случае речь идет о своеобразных льготах для отдельных категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации.

Вам может также понравиться...