Сотрудники покупают товары по пониженным ценам
Если организация производит, скажем, кухонную мебель, причем качественную, то вполне понятно, что ее работники хотели бы покупать гарнитуры, сделанные на родном предприятии. Причем, как правило, сотрудники желают покупать собственную продукцию по ценам ниже тех, что в магазине. И многие компании идут на уступки, продавая своим работникам продукцию со скидкой. Разберемся, какие налоги придется заплатить в данной ситуации компании и работникам и как оформить сделку, чтобы не пришлось платить лишних налогов.
Продавать товары сотрудникам по пониженным ценам, с одной стороны, невыгодно организации. Ведь она недополучает часть запланированной выручки. С другой стороны, это материально стимулирует работников: организация, продающая своим сотрудникам товары по льготным ценам, имеет возможность привлечь более опытных и квалифицированных специалистов.
Однако реализация продукции по льготным ценам несет определенные налоговые риски. Какие именно, предлагаем разобраться.
Доход работника и НДФЛ
Льготная цена товара — дополнительный доход работника? Если организация продает товары работникам по пониженным ценам, налоговики могут посчитать, что у работников образуется дополнительный доход. Сумма дохода рассчитывается как разница между ценой, по которой товар продается в магазине, и специальной, то есть пониженной ценой. Другими словами, величина дохода определяется как сумма скидки. Поясним, почему мы сделали такой вывод.
По мнению налоговиков, при продаже товаров по льготным ценам организация сама оплачивает часть их стоимости (письма Минфина России от 25.12.2009 N 03-04-07-01/391 и ФНС России от 09.04.2009 N 3-5-04/405@). Поэтому в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 211 НК РФ у работника появляется доход, равный сумме скидки.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ доход работника независимо от того, в какой форме он получен — денежной или натуральной, подлежит обложению НДФЛ. В соответствии со статьей 226 НК РФ налоговый агент обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в бюджет. Если же этого не сделать, организации грозит штраф за невыполнение обязанностей налогового агента, предусмотренных статьей 123 НК РФ, а также пени.
Однако с мнением налоговиков стоит поспорить. Ведь работник, купивший товар, оплачивает не часть его стоимости, а полную стоимость. Просто цена эта льготная, она несколько ниже той, по которой товар продается обычно.
Льготная цена товара — материальная выгода работника? Иногда налоговики приводят другой аргумент для доначисления НДФЛ: разницу между обычной и сниженной ценами они считают материальной выгодой работника.
Но и с этой точкой зрения можно поспорить.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 212 НК РФ материальная выгода возникает лишь в случае, когда работник покупает товары в организации, с которой он является взаимозависимым лицом.
Чаще всего работодатель и работник не являются взаимозависимыми лицами. А признать их таковыми может только суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). И лишь в том случае, если будет доказано, что отношения между ними могут повлиять на результаты сделок.
Кстати, суды также подтверждают, что наличие трудовых отношений между работником организации не говорит об их взаимозависимости (постановление ФАС Московского округа от 04.07.2012 N А40-47063/11-20-198). Правда, в постановлении судьи апеллируют к статье 20 НК РФ, на основании которой ранее определялись взаимозависимые лица. Статья 105.1 НК РФ вступила в силу сравнительно недавно, поэтому доступной арбитражной практики по ее применению пока нет.
Примечание. Кто такие взаимозависимые лица
Перечень взаимозависимых лиц содержится в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Согласно этому перечню взаимозависимыми лицами считаются:
— организация и работник, являющийся участником организации с долей в уставном капитале больше 25% (подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
— организация и ее генеральный директор (подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Поэтому если ваша организация продает товары со скидкой руководителю, а также учредителям, акционерам или участникам с долей более 25%, то НДФЛ с суммы скидки лучше удержать.
Что же касается продажи товаров по сниженным ценам остальным работникам, законные основания для доначисления НДФЛ отсутствуют.
Примечание. Если вы любите риск и не боитесь спорить с налоговиками, то налог с доходов работников можете не удерживать. Ведь аргументов для подтверждения вашей позиции достаточно.
Так удерживать НДФЛ или нет? Если вы хотите избежать споров с налоговиками, то вам следует:
— рассчитать сумму НДФЛ с разницы между обычной и льготной ценами проданного работнику товара;
— удержать налог при следующей выплате дохода в денежной форме.
И еще. Заранее предупредите работника о предстоящем удержании налога.
Пример 1. ООО «Аромат» занимается производством парфюмерной продукции. 24 июня 2013 года организация реализовала своему работнику парфюмерный набор за 1250 руб. В магазине, принадлежащем организации, такой набор продается за 1400 руб. Какую сумму НДФЛ нужно удержать из дохода работника, если бухгалтер решит не спорить с налоговиками?
Решение. Если сравнивать обычную цену с льготной, то сумма скидки работнику составит 150 руб. (1400 руб. — 1250 руб.). Это и будет доход работника (согласно позиции налоговиков). Сумма НДФЛ с дохода будет равна 20 руб. (150 руб. х 13%). Ее нужно будет удержать при ближайшей выплате заработной платы работнику, например за май 2013 года.
Примечание. НДФЛ исчисляется в полных рублях (п. 4 ст. 225 НК РФ).
Выручка организации и налоги с дохода
Продавая товары сотрудникам, организация получает доход, облагаемый:
— НДС и налогом на прибыль (если организация работает на общем режиме);
— налогом при упрощенной системе налогообложения (если организация работает на «упрощенке»).
Возникает вопрос: какой доход принимать к налогообложению:
— реальный;
— рассчитанный на основе обычных (не пониженных) цен?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нормам законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 153 Налогового кодекса для определения налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров определяется исходя из доходов, связанных с расчетами за эти товары.
Для исчисления налога на прибыль также берется выручка от реализации, рассчитываемая исходя из всех поступлений от покупателей (п. 2 ст. 249 НК РФ).
Величину дохода от реализации «упрощенцы» определяют в том же порядке, что и плательщики налога на прибыль (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Получается, что в доходы следует включать реально полученную выручку, то есть рассчитанную на основании пониженных цен. Правда, здесь есть один нюанс. Налоговики вправе пересчитать доходы исходя из рыночных цен, если сделка, заключенная между взаимозависимыми лицами, признана контролируемой (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).
Но если внимательно почитать нормы законодательства, то контролируемой в данной ситуации будет считаться сделка, если сумма доходов от нее за 2013 календарный год составляет не менее 2 млрд. руб. (подп. 1 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).
Согласитесь, вряд ли какая-либо организация продает своим участникам с долей в уставном капитале более 25% или генеральному директору за год товаров на сумму больше 2 млрд. руб. А остальные же работники, как мы выяснили ранее, взаимозависимыми лицами со своей организацией не признаются.
Таким образом, во всех прочих случаях рыночными считаются цены, указанные участниками сделки, и неважно, пониженные они или повышенные.
Соответственно НДС, налог на прибыль, а также налог по УСН нужно рассчитывать исходя из реально полученных доходов.
Примечание. Страховые взносы при продаже товаров работникам начислять не нужно
Некоторые бухгалтеры могут задать такой вопрос. Если при продаже товаров работникам по пониженным ценам налоговики требуют доначислить на сумму скидки НДФЛ, то не нужно ли еще и обложить эту сумму страховыми взносами во внебюджетные фонды? К счастью, нет. Объясним почему.
В базу для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды включается оплата труда в натуральной форме (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
А это стоимость товаров, работ и услуг, которые работники получили бесплатно. В рассматриваемой ситуации работникам передаются товары не бесплатно, а лишь по сниженным ценам. Так что объекта обложения страховыми взносами здесь не возникает.
Кстати, не придется начислять с суммы скидки и страховые взносы на случай травматизма (п. 3 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ).
Как застраховаться от претензий налоговиков
Как было сказано выше, продажа товаров сотрудникам по пониженным ценам несет собой определенный риск.
Налоговики могут посчитать, что недоначислен НДФЛ. Да и по поводу остальных налогов придется доказывать, что цены соответствуют рыночным.
А можно ли избежать неприятностей с налоговой инспекцией, но при этом не начислять лишних налогов и не нарушать никаких законов?
Предлагаем вам два варианта подстраховки.
Первый вариант подстраховки — уценка товара
Подтвердите документально, что работникам вы продаете не обычные товары, а уцененные. Например, у товаров есть дефект упаковки, незначительные повреждения и т.п.
Также причиной уценки может являться сезонность товара. Скажем, товары для летнего отдыха зимой будут стоить дешевле.
Приказ руководителя о снижении цен. Первым делом подготовьте приказ руководителя о снижении цен на товары, которые планируется продать работникам. В приказе укажите причину, по которой цена будет ниже обычной.
Примечание. С 1 января 2013 года унифицированные формы первичных учетных документов не являются обязательными к применению. Разрешается разрабатывать собственные.
Акт об уценке. Далее составьте акт об уценке. Для этого используется форма N МХ-15, утвержденная постановлением Госкомстата России от 09.08.99 N 66, но можно разработать и собственную.
Оформленные документы подтвердят, что продукцию нельзя продавать по обычной цене. А значит, никаких причин для доначисления налогов в данной ситуации нет.
Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. ООО «Аромат» решило реализовать сотрудникам организации уцененные товары. Как оформить необходимые документы?
Решение. Руководитель ООО «Аромат» должен издать приказ на уценку парфюмерных наборов и заполнить акт по форме N МХ-15, указав, например, такую причину для уценки парфюмерных наборов, как повреждение картонной упаковки. Заполненный приказ и фрагмент акта смотрите в образцах 1 и 2.
Образец 1. Приказ об уценке товара
Общество с ограниченной ответственностью «Аромат»
Приказ N 128
г. Москва 24.06.2013
В связи со случаями выявления повреждений картонной упаковки некоторых единиц произведенной продукции
Приказываю:
1. Провести внешний осмотр хранящихся на складе парфюмерных наборов в картонных коробках.
2. При выявлении повреждений на упаковке произвести переоценку в сторону снижения цены (уценку) товара с повреждениями, так как продать их по обычной цене будет затруднительно.
3. Для проведения переоценки (уценки) создать комиссию в составе: бухгалтер А.И. Ковалева, начальник склада Е.С. Зайцева и старший товаровед И.П. Сидорова.
4. Председателем комиссии по переоценке (уценке) назначить бухгалтера А.И. Ковалеву.
5. По результатам переоценки (уценки) комиссия должна составить акт по форме N МХ-15.
6. Ознакомить с приказом вышеперечисленных сотрудников под роспись.
Генеральный директор Воробьев А.И. Воробьев
С приказом ознакомлены:
бухгалтер Ковалева А.И. Ковалева
24.06.2013
начальник склада Зайцева Е.С. Зайцева
24.06.2013
старший товаровед Сидорова И.П. Сидорова
24.06.2013
Второй вариант подстраховки — обосновать предоставление скидки на товар
Положение о маркетинговой политике. Предоставление скидки при продаже товаров покупателям (в том числе и своим работникам) целесообразно предусмотреть в положении о маркетинговой политике.
Примечание. Что такое маркетинговая политика
Маркетинговой политикой называется совокупность мер по приведению в действие маркетингового плана компании и контролю за выполнением этого плана. В положении о маркетинговой политике, например, указываются:
— основные положения и принципы, а также цели, которые организация желает достигнуть;
— условия ценообразования;
— меры по исполнению выбранного плана и достижению заданных целей;
— методы стимулирования продаж (в частности, условия предоставления скидок).
Такое положение понадобится любой организации, если она достаточно часто предоставляет покупателям скидки.
Фрагмент положения о маркетинговой политике представлен в образце 3.
Образец 3. Фрагмент положения о маркетинговой политике организации
5. Для стимулирования продаж покупателям могут предоставляться скидки:
— за досрочное погашение задолженности — в размере до 5%;
— на товар, приобретаемый на условиях предварительной оплаты, — в размере до 10%;
— на товар в связи с приближением даты истечения срока его годности — в размере до 10%;
— на сезонный товар — в размере до 15%;
— при проведении рекламных акций — в размере до 20%;
— при моральном устаревании товара — в размере до 15%.
Причины предоставления скидок могут быть следующими:
— приобретение товаров, у которых в ближайшее время истекает срок годности (с указанием количества дней и размера скидки);
— моральное устаревание товара (например, продукция была разработана в прошлом сезоне);
— проведение рекламной акции.
Приказ руководителя. На основе положения о маркетинговой политике также подготовьте текст приказа руководителя о снижении цен на товары, которые предполагается продавать работникам (см. образец 4).
Образец 4. Приказ о снижении цены товара
Общество с ограниченной ответственностью «Аромат»
Приказ N 136
г. Москва 28.06.2013
В связи с окончанием срока реализации и на основании пункта 5 положения о маркетинговой политике ООО «Аромат»
Приказываю:
1. Снизить цену на парфюмерные наборы «Сапфир» на 10%.
2. Установить цену в размере 1350 руб. за один набор.
3. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника отдела продаж С.А. Кораблева.
Генеральный директор Воробьев А.И. Воробьев
Если у организации будет положение о маркетинговой политике с указанием размеров скидок и причин их предоставления, а также составленный на основе его приказ руководителя, налоговики уже не смогут доказать, что цены, по которым реализовывались товары, ниже рыночных. Соответственно вероятность споров, связанных с доначислением налогов, будет гораздо меньше.