Прокурорский надзор и его роль в трудовых отношениях
Одним из контролирующих органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории РФ, в том числе и трудового законодательства, является прокуратура. Никто не застрахован от ситуации, когда в один «прекрасный» день в организацию с проверкой приходит прокурор. О том, что может быть объектом проверки, какие полномочия предоставлены прокурору, как оформляются результаты проверки, что должен делать работодатель, получив предписание прокурора, и можно ли обжаловать его действия, вы узнаете из данной статьи.
Полномочия прокуратуры
Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Но кроме инспекции по труду такой контроль могут осуществлять и должностные лица прокуратуры.
В целях обеспечения законности в сфере трудового законодательства прокуратура РФ осуществляет:
1. Надзор за исполнением законов:
— федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти;
— представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ;
— органами местного самоуправления;
— органами военного управления;
— органами контроля, их должностными лицами;
— субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
— органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Обратите внимание! При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
2. Надзор за соответствием закону издаваемых указанными органами правовых актов.
3. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными выше органами.
4. Возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами.
5. Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, определений и постановлений судов (ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре)).
Кроме этого, в органах прокуратуры рассматриваются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ст. 10 Закона о прокуратуре). Так, зачастую за восстановлением своих нарушенных прав работники обращаются одновременно и в ГИТ, и в прокуратуру, что не мешает им в дальнейшем обращаться за защитой своих прав в суд.
Прокурор проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод и принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. А при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод обратившегося лица имеет характер преступления или административного правонарушения, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию или возбуждает производство об административном правонарушении (ст. 27 Закона о прокуратуре).
Плановая проверка: основания проведения
Прежде всего отметим, что проверки бывают плановыми и внеплановыми.
Плановые проверки юридических лиц осуществляются на основании ежегодных планов, составленных органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля. В функцию прокуратуры входит согласование таких планов в порядке, установленном Приказом Генпрокуратуры РФ от 11.08.2010 N 313 (далее — Порядок).
Напомним, что плановые проверки организаций проводятся раз в три года. В отношении организаций, осуществляющих деятельность в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень видов деятельности в этих сферах и периодичность плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 .
Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) и в соответствии с Порядком органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля составляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок и до 1 сентября года, предшествующего году проведения таких проверок, направляют проекты в органы прокуратуры, которые в течение месяца рассматривают их на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и до 1 октября года вносят предложения о проведении совместных плановых проверок. В свою очередь, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают эти предложения, утверждают планы проверок и направляют их в органы прокуратуры до 1 ноября года, после чего органы прокуратуры в течение месяца обобщают поступившие планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру для формирования сводного плана.
До 31 декабря Генеральная прокуратура формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте. Части единого сводного плана размещаются на сайтах прокуратур субъектов РФ.
К сведению. Не размещаются в Интернете сведения ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством РФ, а именно сведения, составляющие государственную, коммерческую, банковскую, врачебную и другие тайны (п. 18 Порядка).
Утвержденный и размещенный в Интернете ежегодный план проверок изменяться не может, за исключением случаев, когда плановую проверку провести невозможно, например, в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением деятельности юридического лица или эксплуатации объектов, подлежащих проверке, а также при наступлении обстоятельств непреодолимой силы. Порядок изменения плана проверок аналогичен порядку его разработки. Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях также размещаются в Интернете.
Примечание. На основании заявления проверяемого лица результаты плановой проверки отменяются вышестоящим органом государственного контроля или судом, если проведение такой проверки не было включено в ежегодный план (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Таким образом, одна из основных функций прокуратуры в проведении плановых проверок заключается в формировании ежегодного сводного плана проверок юридических лиц (и индивидуальных предпринимателей) органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Сама же прокуратура, как правило, осуществляет внеплановые проверки, причинами большинства которых становятся обращения граждан, должностных и иных лиц.
Внеплановая проверка
Внеплановая проверка проводится с целью:
— проверки соблюдения юридическим лицом требований муниципальных правовых актов;
— выполнения предписаний контролирующих органов;
— проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде;
— обеспечения безопасности государства;
— предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— ликвидации последствий причинения такого вреда (ч. 1 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Внеплановая проверка может быть:
1. Документарной — ее предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица. Такая проверка осуществляется по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
2. Выездной. Предметом контроля являются не только содержащиеся в документах юридического лица сведения, но и состояние территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Осуществляется такая проверка соответственно по месту нахождения организации.
Внеплановые проверки прокуратура проводит на основании:
— задания вышестоящей прокуратуры;
— материалов средств массовой информации (публикации в журналах, газетах, на каналах теле- и радиовещания и т.д.);
— обращений, содержащих информацию о нарушении законности.
При этом по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям проверка может проводиться как ее сотрудниками, так и (по требованию прокурора) органами, осуществляющими контроль в той или иной области.
В установленных федеральными законами случаях проведение внеплановых выездных проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля подлежит согласованию с прокуратурой. Порядок согласования установлен Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 в соответствии с Законом N 294-ФЗ.
Обратите внимание! Не требует согласования с прокуратурой проведение документарной внеплановой проверки.
Итак, согласованию с прокуратурой в соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ подлежат внеплановые выездные проверки, основанием проведения которых является поступление в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, сведений из средств массовой информации о фактах:
— возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К сведению. Обязанность по согласованию проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры может устанавливаться иными федеральными законами при осуществлении налогового, валютного, таможенного и других видов государственного контроля (надзора) (ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Решение о согласовании проверки или об отказе в ее проведении принимается уполномоченным должностным лицом прокуратуры в течение рабочего дня, следующего за днем поступления заявления. Отказать в согласовании прокурор может в связи с отсутствием оснований (вышеперечисленных фактов), неправильно оформленными документами, несоответствием предмета проверки и полномочий контролирующего органа, а также в случае, когда исполнение одних и тех же требований законодательства проверяется несколькими органами.
При возникновении оснований для проведения внеплановой проверки, установленных ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, и в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля вправе приступить к проведению проверки незамедлительно, известив орган прокуратуры об осуществлении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в течение 24 часов.
Примечание. Трудовым кодексом также установлена обязанность работодателя в течение суток уведомить прокуратуру, если в организации произошел групповой несчастный случай (пострадали два человека и более), тяжелый несчастный случай или несчастный случай со смертельным исходом (ст. 228.1).
В таких ситуациях должностные лица органов прокуратуры принимают решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов. Решение о согласовании либо об отказе в согласовании оформляется в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется в орган государственного контроля (надзора), муниципального контроля заказным письмом или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
Такое решение может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд. При этом рассмотрение таких обращений в органах прокуратуры не приостанавливает действие обжалуемого решения.
Обратите внимание! Органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля не имеют права проводить внеплановые проверки, не согласованные с прокуратурой в случаях, установленных законодательством, плановые проверки, не включенные в ежегодный план, а также при отсутствии оснований для проведения проверки, приказа руководителя об этом, нарушения сроков ее проведения, непредставлении акта о проведенной проверке. Несоблюдение должностными лицами контролирующих органов указанных требований влечет административную ответственность по ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Таким образом, прежде, чем провести внеплановую проверку в вашей организации, должностное лицо государственного контроля (надзора), муниципального контроля должно предоставить служебное удостоверение, приказ руководителя о назначении выездной проверки, документ, подтверждающий полномочия представителей, а также ознакомить вас с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий, сроками ее проведения (ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Несмотря на то, что в данной статье не указано решение прокуратуры о согласовании проверки в установленных законодательством случаях, работодатель может попросить его предъявить, поскольку проведение несанкционированной проверки является нарушением его прав. При этом напомним, что надзор за соблюдением законности контролирующими органами и их должностными лицами входит в полномочия прокуратуры.
Обратите внимание! Внеплановая выездная проверка ГИТ, основанием проведения которой могут быть обращения и заявления граждан, юридических лиц, информация от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления), профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, проводится без согласования с органами прокуратуры, а только с их извещением (ст. 360 ТК РФ).
По завершении проверки органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления. В случае выявления нарушений прокуроры дополнительно запрашивают сведения о принятых по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц мерах.
К вам приехал прокурор
Прокуратура уведомляет организацию о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, обычно это делается по телефону. При этом постарайтесь уточнить цель проверки, перечень документов, которые следует подготовить, спросите, присутствие каких работников необходимо обеспечить, и т.п. Отметим, что в силу ч. 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ организация может быть не уведомлена о начале внеплановой выездной проверки, если в результате деятельности организации был причинен или причиняется вред жизни или здоровью работников (граждан), животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
К сведению. Предметом проверки прокуратуры может быть любое нарушение трудового законодательства, но особое внимание уделяется исполнению обязанностей работодателя по созданию работникам безопасных условий труда и своевременной выплате заработка. Также принимаются меры к повышению ответственности руководителей предприятий за несоблюдение трудовых прав граждан. На этом акцентируется внимание в Приказе Генпрокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195 .
Итак, прежде всего работодатель должен обеспечить беспрепятственный вход прокурора на территорию и в помещения организации. Допуск представителя прокуратуры на территорию организации осуществляется по предъявлению им служебного удостоверения.
По требованию прокурора руководитель и иные лица учреждения должны предоставить все необходимые документы, материалы и иные сведения об организации. Отметим, что ст. 6 Закона о прокуратуре установлена обязанность безусловно исполнять требования прокурора. При этом органы прокуратуры не имеют права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации (ст. 26 Закона о прокуратуре).
Для участия в проверке прокурор также может привлекать различных специалистов. Например, для проведения проверочных мероприятий в сфере охраны труда могут быть привлечены специалисты ГИТ, ФСС или др. Обращаем внимание, что прокурор достаточно свободен в выборе проверочных мероприятий и самостоятельно определяет перечень вопросов, которые ставятся в рамках проверки.
Что касается прав работодателя при осуществлении проверки, права, установленные ст. 21 Закона N 294-ФЗ, в том числе на:
— непосредственное участие в проверке;
— получение от контролирующих органов (их должностных лиц) информации, относящейся к предмету проверки;
— ознакомление с результатами проверки;
— обжалование действий (бездействия) должностных лиц контролирующего органа, —
не распространяются на работодателя при прокурорской проверке (ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Исключение — проверки, проводимые по требованию прокурора органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
Кроме этого, в силу ст. 5 Закона о прокуратуре прокурор не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
Таким образом, при прокурорской проверке права работодателя не только не установлены, но и ограничены. Причем, как и при любой проверке, работодатель должен обеспечить своевременное исполнение требований прокурора (предоставление документов, осмотр помещений и т.п.), а также позаботиться о предоставлении ему рабочего места на время проверки, организовать перерыв для отдыха (обеда), то есть создать проверяющему комфортную деловую обстановку. Только следует знать, что запрещено оказывать воздействие на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или препятствовать в какой-либо форме его деятельности (ст. 5 Закона о прокуратуре).
Результаты проверки
В отличие от требований к оформлению результатов проверки органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля (оформляется актом по установленной форме), оформление результатов прокурорской проверки законодательством не регламентировано. Но поскольку цели прокурорской проверки — выявление нарушений нормативно-правовых актов, принятие мер к их устранению, восстановлению нарушенных прав и интересов, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и недопущению впредь подобных нарушений, то в случае обнаружения нарушений прокурор может отреагировать на них путем оформления следующих документов:
1. Протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина (ст. 23, 28 Закона о прокуратуре). Протест может быть направлен:
— должностному лицу, издавшему этот акт;
— в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу;
— в суд.
Протест подлежит обязательному рассмотрению работодателем не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
Обратите внимание! Получив протест прокурора, например, на приказ об увольнении работника, работодатель должен отменить данный приказ и сообщить об этом в письменной форме, а в случае несогласия с протестом представить мотивированный ответ.
2. Представление об устранении нарушений закона — вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления работодатель должен принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер также необходимо сообщить прокурору в письменной форме (ст. 24, 28 Закона о прокуратуре).
3. Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (ст. 25.1 Закона о прокуратуре). То есть если, несмотря на предостережение прокурора, нарушение все же было совершено, лицо может быть привлечено к ответственности.
4. Постановление о возбуждении административного производства. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Оно подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный срок (ст. 25 Закона о прокуратуре). В силу ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В суде дело рассматривается в двухмесячный срок. Результаты рассмотрения доводятся до сведения прокурора в письменной форме.
Примечание. Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение законных требований прокурора.
Прокурор имеет право возбудить дело о любом административном правонарушении, направив постановление с необходимыми документами в орган, уполномоченный рассматривать дела данной категории.
Кроме этого, при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию по закону (ст. 27 Закона о прокуратуре). В силу п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.
В ходе проверки могут быть выявлены признаки таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ).
5. Исковое заявление. Согласно ст. 27 Закона о прокуратуре прокурор может представлять интересы работника в суде, если работник в силу состояния здоровья или по иным причинам не может отстаивать свои интересы лично.
Совсем не обязательно в результате проверки прокурор вынесет протест, представление или предостережение, ведь мера прокурорского реагирования — это право, а не обязанность прокурора. Если прокурор отреагировал, а работодатель не согласен с этим мнением, его можно обжаловать. Но единственный документ, который работодатель вправе обжаловать, — представление об устранении нарушений закона. Не подлежат обжалованию протест, предостережение и постановление о возбуждении административного производства.
Поскольку процедура обжалования представления прокурора законодательством не установлена, следует руководствоваться п. 1 ст. 3 и ст. 245 ГПК РФ, согласно которым заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе оспорить решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. К должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК РФ, относятся и должностные лица органов прокуратуры (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 ).
Итак, если работодатель считает, что вынесенное прокурором представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то он вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, либо в вышестоящий орган.
Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод, по месту регистрации организации, месту жительства или по месту нахождения органа, решение, действие (бездействие) которого оспариваются.
Обратите внимание! Пропуск трехмесячного срока не является основанием для отказа в принятии заявления судом. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут стать основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Тем не менее, поскольку согласно Закону о прокуратуре работодатель должен принять меры по устранению нарушений в течение месяца с момента вынесения представления, то в случае несогласия с прокурором рекомендуем не затягивать с обжалованием.
Заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а ВС РФ в течение двух месяцев. Признав заявление обоснованным, суд обязывает орган прокуратуры (его должностное лицо) устранить допущенное нарушение в полном объеме. В суд и организации-заявителю должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.