Разъездные сотрудники

разъездные сотрудники

Практически в каждой организации имеются сотрудники, работа которых проходит в дороге. Данные поездки не являются командировками, в то же время таким работникам оплачиваются затраты на проезд, по найму жилья, суточные и иные расходы. Причем возмещение работодателем указанных затрат становится возможным только в случае правильного оформления трудовых отношений с работниками, утверждения "разъездного" перечня и порядка возмещения затрат.

"Разъездные" работники

В ТК РФ выделены следующие формы работ для сотрудников, не сидящих на рабочих местах (ч. 1 ст. 168.1 ТК РФ):

— работа в пути;

— работа в полевых условиях;

— работа экспедиционного характера;

— разъездной характер работы.

При этом в Кодексе отсутствует определение указанных работ. В ч. 1 ст. 166 ТК РФ лишь сказано, что служебные поездки сотрудников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Так что обратимся к иным нормативным правовым актам, где дана характеристика указанных работ.

Работа в пути

Обычно к работе, осуществляемой в пути, относят работу, выполняемую при движении транспортного средства.

Приведем примеры работ в пути, рассмотренные в постановлении Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579 "Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков". Речь здесь идет о капитанах-наставниках, лоцманах, контролерах пассажирского транспорта, кондукторах, водителях, постоянно работающих на междугородных перевозках, и т.д.

Работа в полевых условиях

Полевые условия — это особые условия производства геологоразведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа. Это определение дано в п. 2 ныне не действующего Положения о выплате полевого довольствия .

Распространим это определение и на другие отрасли. Полевые условия — это особые условия работы, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа.

Работы экспедиционного характера

Законодатель не разъясняет понятие работ экспедиционного характера. Думаем, что в данном случае имеется в виду деятельность экспедиторов. Поэтому в качестве примера рассмотрим транспортную экспедицию.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ч. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ). Экспедитор — это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг (п. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554).

В обязанности экспедитора по перевозке грузов входит сопровождение груза к месту назначения, обеспечение необходимого режима хранения и сохранность груза при транспортировке, сдача доставленного груза и оформление приемо-сдаточной документации. На это указано в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что к работам экспедиционного характера относится сопровождение груза к месту назначения.

Разъездной характер работы

Согласно п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников Государственной противопожарной службы в системе МЧС (утверждена приказом МЧС России от 10.01.2008 N 3) разъездной характер работы — это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства. Заметим, что указанное определение также относится к работам в пути.

Обратимся к Положению о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87. Разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации.

Так что разъездной характер работы — это осуществление регулярных служебных поездок. К этой категории относятся следующие работники: курьеры, торговые агенты, почтальоны и т.д.

Определяем характер работ

Как видите, в действующем законодательстве отсутствуют четкие понятия разъездной работы, работы в пути, в полевых условиях и работ экспедиционного характера. Порой одна и та же работа может попадать под несколько видов. К примеру, работа водителя может быть разъездной, в пути или экспедиционного характера.

В принципе нам не столь важно, к какой конкретно форме относится работа. Главное — правильно это оформить. Тем более что представители Минздравсоцразвития России в письме от 18.09.2009 N 22-2-3644 указали, что решение вопроса об отнесении той или иной работы к работе, подпадающей под действие ст. 168.1 ТК РФ, принимается организацией самостоятельно.

При этом важно не перепутать разъездную работу с командировками. Согласно ч. 1 ст. 166 ТК РФ служебной командировкой является поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Однако служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Таким образом, разовые поездки сотрудников к разъездному характеру работы не имеют никакого отношения. Например, поездки водителей грузовых автомобилей, которые не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, следует рассматривать как служебные командировки (письмо Минфина России от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168).

Компенсационные выплаты

Виды расходов

В соответствии с ч. 2 ст. 164 ТК РФ компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством.

Сотрудникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками (ч. 1 ст. 168.1 ТК РФ):

— расходы по проезду;

— расходы по найму жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

— иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Возмещение расходов, предусмотренных ст. 168.1 ТК РФ, осуществляется при следующих условиях (письмо ФНС РФ от 06.08.2010 N ШС-37-3/8488):

1) перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, установлен коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом;

2) размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников (указанных в ст. 168.1 ТК РФ), установлены коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом либо трудовым договором.

Учтите, что компенсация расходов работников, чья работа носит разъездной характер, не может быть произведена на основании командировочного удостоверения (письмо Минфина России от 25.10.2007 N 03-03-06/1/735).

К сведению. Чиновники в письме ФНС РФ от 06.08.2010 N ШС-37-3/8488 отметили, что перечень возмещаемых работнику расходов на основании ст. 168.1 ТК РФ является открытым. Так что допускается возмещение и иных расходов, связанных со служебными поездками, произведенными работниками с разрешения или ведома работодателя. Между тем если затраты не зависят от характера выполняемой сотрудником работы, они не относятся к расходам, связанным со служебными поездками. В частности, расходы по возмещению стоимости питания следует рассматривать как выплаты в пользу работника.

Налоговые нюансы

Возмещение сотрудникам расходов, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера:

— учитывается при определении базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письма Минфина России от 13.05.2013 N 03-04-06/16384, от 14.06.2011 N 03-03-06/1/341, ФНС России от 04.04.2011 N КЕ-4-3/5226, от 01.04.2010 N 03-03-06/1/211);

— не учитывается при исчислении налоговой базы в целях применения упрощенной системы налогообложения (письма Минфина России от 16.12.2011 N 03-11-06/2/174, ФНС России от 14.03.2011 N КЕ-4-3/3943);

— не облагается НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ, письма ФНС России от 10.11.2011 N ЕД-4-3/18794@, Минфина России от 07.06.2011 N 03-04-06/6-131 и от 19.07.2010 N 03-04-06/6-154);

— не облагается страховыми взносами на обязательное социальное страхование (подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", далее — Закон N 212-ФЗ, письма ФСС России от 02.04.2010 N 02-03-16/08-526 и Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 N 406-19);

— не облагается взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (абз. 10 подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", далее — Закон N 125-ФЗ; письмо ФСС России от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).

К сведению. Существует еще так называемый подвижной характер работы. Это разновидность служебных поездок работников, постоянная работа которых осуществляется в пути. К примеру, в строительстве подвижной характер работ предусматривает частую передислокацию организации (перемещение работников) или их оторванность от постоянного места жительства. Это следует из п. 3.12 Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2011-2013 годы (от 02.02.2011 N 168/11-13).

Между тем, судя по формулировке, данной в абз. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, подвижной характер работы, работа в пути и разъездная работа — это разные формы работ. При этом в ст. 168.1 не упоминаются подвижные работы. Так что в целях возмещения затрат таким сотрудникам советуем подвижные работы "переименовать" в работы разъездного характера либо работы в пути.

Надбавки

Размер надбавок

Чаще всего размеры надбавок зависят от "щедрости" руководства компании. Правда, при установлении "разъездных" доплат работодателям, не отказавшимся от присоединения к отраслевому соглашению, придется еще учесть и его положения (ст. 8, 45, 48 ТК РФ).

Указанные суммы повышают размер оплаты труда "разъездных" работников и не могут рассматриваться в качестве компенсаций. Дело в том, что все случаи предоставления компенсаций прописаны в ТК РФ (письма Минфина России от 26.03.2012 N 03-04-06/9-76 и от 03.10.2007 N 03-04-06-02/196).

Таблица. Надбавки за разъездной характер работы в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными на федеральном уровне социального партнерства

Соглашение

Надбавки/доплаты за разъездной характер работы

 

Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике РФ на 2013-2015 гг. (от 09.04.2013 N 222/13-15)

Не менее 12,5% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда

 

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 гг. (от 05.09.2007 N 71/08-10). Продлено по 01.01.2014 (от 02.04.2010 N 145/11-14)*

 

Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2011-2013 гг. (от 02.02.2011 N 168/11-13)*

В случаях, когда поездки в нерабочее время от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно за день составляют не менее трех часов, суточные рекомендуется устанавливать в размере до 20% месячной тарифной ставки (оклада) без учета коэффициентов и доплат, но не более 50% нормы суточных, выплачиваемых при командировках, а при поездках длительностью не менее двух часов — до 15% месячной тарифной ставки (оклада) без учета коэффициентов и доплат, но не более 40% нормы суточных, выплачиваемых при командировках

 

Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008-2010 гг. (от 21.05.2008 N 100/08-10). Продлено на 2011-2013 гг. (от 14.01.2011 N 162/11-13)*

Если продолжительность разъездной работы либо работы, которая протекает в пути:

12 и более дней в месяц, то надбавка составляет до 20% месячной тарифной ставки, должностного оклада;

менее 12 дней в месяц, то надбавка составляет до 15% месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат.

Если время проезда в нерабочее время от места нахождения организации или от сборного пункта до места работы и обратно в день составляет:

не менее 3 часов, выплачивается надбавка в размере до 20% месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат;

не менее 2 часов — до 15%

 

* Соглашения, по которым поступало предложение о присоединении

Налоговые нюансы

Расходы на выплату надбавок за разъездной характер работы:

— учитывают при определении базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда (п. 2 ст. 255 НК РФ, письмо Минфина России от 26.03.2012 N 03-04-06/9-76);

— учитывают при исчислении налоговой базы в целях применения упрощенной системы налогообложения (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

— облагают НДФЛ (п. 1 ст. 210 и ст. 217 НК РФ, письмо Минфина России от 26.03.2012 N 03-04-06/9-76);

— облагают страховыми взносами на обязательное социальное страхование (ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона N 212-ФЗ);

— облагают взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (п. 1 ст. 20.1 и ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ).

Оформляем разъездную работу

Перечень "разъездных" работников

Перечень работ, профессий, должностей "разъездных" работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ). Рекомендуем разъездные категории работников прописать именно в приказе, поскольку внести изменения в коллективный договор гораздо сложнее.

Положение о разъездном характере работы

Немаловажно утвердить Положение о разъездном характере работ, где будут прописаны понятие разъездных работ, компенсационные выплаты, порядок осуществления расчетов с работником и т.д.

Положение о служебных поездках работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер или протекает в пути

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок и размеры возмещения расходов Работников Общества, постоянная работа которых имеет разъездной характер или протекает в пути.

1.2. Разъездной характер работы — это осуществление регулярных служебных поездок.

1.3. Работа, осуществляемая в пути, — это работа, выполняемая при движении транспортного средства.

1.4. Перечень должностей и профессий работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер или протекает в пути, утверждается директором.

1.5. Условия, определяющие характер работы (разъездной, в пути), должны быть прописаны в трудовых договорах и должностных инструкциях (рабочих инструкциях) Работников.

1.6. Данное Положение обязательно для всех Работников Общества, постоянная работа которых имеет разъездной характер или протекает в пути.

2. Основание для направления работника в служебную поездку

2.1. Основанием для отправления Работника в служебную поездку является маршрутный лист.

2.2. Прием и выдачу маршрутных листов осуществляет отдел кадров.

2.3. На следующий после окончания служебной поездки день Работник сдает маршрутный лист руководителю подразделения, который его визирует и сдает в отдел кадров в этот же день.

3. Компенсационные выплаты, связанные с особыми условиями труда

3.1. К окладам работников устанавливаются следующие надбавки:

3.1.1. за разъездной характер работ — 20%;

3.1.2. за работу, осуществляемую в пути, — 15%.

4. Компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей

4.1. Работнику возмещаются расходы по проезду:

4.1.1. в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

— железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

— водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

— воздушным транспортом — в салоне экономического класса;

— автомобильным транспортом — в любом автотранспортном средстве (включая такси);

4.1.2. ежемесячно в размере стоимости проездных билетов на городской общественный транспорт — работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер.

4.2. Расходы по проезду, указанные в пункте 4.1.1 настоящего Положения, возмещаются в размере стоимости проезда на транспорте, включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предварительной продаже проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями.

4.3. Работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения при предъявлении подтверждающих документов в размере фактических затрат, но не более 2500 руб. в сутки. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами).

4.4. Работнику оплачиваются дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), в размере 1000 руб. в день.

4.5. Работникам возмещаются расходы на услуги связи в пределах лимита, установленного приказом директора, и при наличии докладной записки Работника, подтверждающей экономическую обоснованность расходов.

4.6. Работодатель возмещает расходы Работнику только в том случае, если поездки являлись служебными и соответствовали трудовой функции Работника либо были выполнены по распоряжению непосредственного руководителя Работника.

5. Порядок осуществления расчетов и оформления отчетности

5.1. Работники обязаны сохранять все документы, подтверждающие расходы.

5.2. Не менее чем за 5 рабочих дней до начала следующего месяца руководителем подразделения оформляется служебное задание с описанием основных направлений работы сотрудника в служебных поездках на соответствующий месяц.

5.3. Работнику выдается аванс на расходы, связанные со служебными поездками, в пределах сумм, причитающихся по утвержденному директором служебному заданию.

5.4. Работники обязаны до 5 числа календарного месяца, следующего за отчетным, представить в бухгалтерию организации авансовый отчет (по форме N АО-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55) об израсходованных в связи со служебными поездками денежными средствами. К авансовому отчету прилагаются следующие документы: документы о найме жилого помещения, документы о фактических расходах по проезду и по иным связанным со служебными поездками расходам.

5.5. Работники обязаны до 7 числа месяца, следующего за отчетным, возвратить в кассу остаток неиспользованного аванса, выданного на служебные поездки.

5.6. В случае перерасхода денежных средств работодатель в течение 3 рабочих дней с даты утверждения авансового отчета компенсирует работнику суммы, утвержденные директором организации.

Особенности приема на работу

Согласно абз. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (разъездной, в пути). Образец формулировки трудового договора с сотрудником, трудящимся на работе, имеющей разъездной характер, см. в Примере 3.

На разъездной характер служебной деятельности работника должно быть указано в должностных обязанностях работника.

Разъездной лист

Чаще всего в качестве обоснования служебных поездок на предприятиях ведут журнал поездок либо сотрудникам выдают разъездные (маршрутные) листы, где они ставят отметки о своих перемещениях. Нередки случаи, когда работникам вменяется заполнение отчетов о служебных поездках. Все эти документы организация разрабатывает самостоятельно.

К сведению. Каждая самостоятельно разработанная форма первичного учетного документа должна содержать следующие обязательные реквизиты (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"):

1) наименование документа;

2) дату составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных п. 6 данного списка, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Стационарные рабочие места и разъездная работа

Зачастую организации заключают трудовые договоры с работниками для выполнения разъездной работы в других городах либо субъектах нашей страны. При этом возникает вопрос: следует ли организациям осуществлять постановку на учет в налоговых органах по месту выполнения трудовой функции каждого из этих работников?

Вопрос не праздный. Дело в том, что организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). При этом обособленным подразделением компании признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Между тем если указанные сотрудники не будут осуществлять деятельность в офисе организации, то речи о создании стационарных рабочих мест идти не может. Ведь под оборудованием стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей (письма Минфина России от 20.05.2013 N 03-02-07/1/17743, от 18.03.2013 N 03-02-07/1/8192, от 01.03.2012 N 03-02-07/1-50). Так что при осуществлении деятельности, имеющей разъездной характер, без создания стационарного рабочего места оснований для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления указанной деятельности не возникает. Данный вывод подтверждают следующие письма Минфина России: от 24.05.2013 N 03-02-07/1/18634, от 01.03.2012 N 03-02-07/1-50 и от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265.

Вам может также понравиться...