В каком порядке нужно проводить согласование проекта локального нормативного акта с первичной профсоюзной организацией?
Действительно, с профсоюзным органом нужно согласовывать достаточно широкий спектр вопросов, по которым работодатель должен принять решение и оформить его в виде локального нормативного акта организации.
Это и вопросы, касающиеся рабочего времени (введение и отмена режима неполного рабочего времени (ст. 74 ТК РФ), привлечение к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ст. 99 ТК РФ, и пр.), и вопросы времени отдыха персонала (привлечение к работам в нерабочие праздничные дни в определенных случаях (ст. 113 ТК РФ), установление дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством (ст. 116 ТК РФ), и пр.), и оплата труда (например, введение системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение платы за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135 ТК РФ)), и многое другое.
В поисках разъяснений обратимся к ст. 372 ТК РФ. Работодатель перед принятием решения должен направить проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, который не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.
К сведению. Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством или коллективным договором, а также локальных актов, принятых без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.
Если выборный орган первичной профсоюзной организации не согласен с проектом локального нормативного акта либо предлагает его усовершенствовать, работодатель может согласиться либо обязан в течение трех дней провести дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения. При отрицательном результате возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован первичной профсоюзной организацией в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Также есть вероятность начала коллективного трудового спора.
Государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.