Изменение в правилах оказания платных образовательных услуг

Новации в правилах оказания платных образовательных услуг

С 01.09.2013 вступил в силу Закон об образовании. В соответствии с данным законом Правительство РФ определило новые правила оказания платных образовательных услуг, которые пришли на смену ранее действовавшим. В данной статье делается обзор и анализ новаций этих правил — нормативного правового акта, регулирующего такую важную составляющую деятельности бюджетных образовательных учреждений, как оказание платных услуг.

 

Понятия

 

Если в ранее действовавших правилах использовалось только два понятия — потребитель и исполнитель, то новые правила значительно расширяют понятийный аппарат. К новым относятся следующие понятия: заказчик (физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора) и обучающийся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу). Они заменили собой понятие «потребитель», которое по своему содержанию соответствовало новому понятию «заказчик». Заказчик и обучающийся совпадают в одном лице, если образовательную услугу оказывают тому, кто за нее платит (например, гражданин, получающий второе высшее образование за счет личных средств). Заказчик и обучающийся могут быть разными лицами, если платит за услугу одно лицо (например, предприятие), а получает услугу другое лицо (например, работник данного предприятия). Кроме того, сейчас понятие «потребитель» используется в отношении любых лиц, получающих государственные или муниципальные услуги как за плату, так и бесплатно, поэтому уточнение терминологии здесь вполне обоснованно.

Платные образовательные услуги — осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение. Слово «задания» в данном определении является, по-видимому, не очень удачным, поскольку здесь может возникнуть путаница с понятием «государственные (муниципальные) задания», однако, так как рассматриваемые правила относятся не только к организациям, оказывающим образовательные услуги в рамках государственных или муниципальных заданий (см. ниже определение понятия «исполнитель»), слово «задания» здесь следует трактовать шире — как некий запрос со стороны физического или юридического лица к поставщику образовательных услуг.

Недостаток платных образовательных услуг — несоответствие платных образовательных услуг или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии либо неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы). Например, если в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии «Секретарь» каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из трех наименований отечественных журналов, а такое требование на практике образовательным учреждением при оказании платной образовательной услуги не соблюдается, то это может быть названо недостатком платной образовательной услуги. Вместе с тем вызывает вопросы формулировка «цели, для которых платные образовательные услуги обычно используются» — в действующем законодательстве эти цели никак не определены, поэтому тут возможны различные субъективные трактовки. Трактовка автора данной статьи следующая: если, например, высшее профессиональное образование на факультете иностранных языков не направлено на обеспечение возможности для обучаемого заниматься профессиональной деятельностью (допустим, работать учителем иностранного языка или переводчиком), а направлена только, скажем, на обеспечение коммуникационных возможностей, то это является несоответствием данной образовательной услуги цели, для достижения которой она должна использоваться.

 

Примечание. Поскольку в действующем законодательстве не оговорена одна из главных характеристик образовательных услуг — цели, для которых платные образовательные услуги обычно используются, постольку при определении недостатка платных образовательных услуг возможны субъективные толкования.

 

Также в новых правилах определяется понятие «существенный недостаток платных образовательных услуг» — имеется в виду неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов либо затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другой подобный недостаток. Так, например, если выясняется, что образовательная организация не в состоянии обеспечить обучающемуся доступ к библиотечному фонду (см. приведенный выше пример), потому что у нее вообще нет никакой библиотеки и создать ее организация прямо сейчас не может, то такой недостаток является существенным.

В ранее действовавших правилах формулировки, касающиеся недостатков услуг, уже применялись. В частности, при обнаружении недостатка образовательных услуг потребитель имел, среди прочего, право требовать соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг, а при обнаружении существенного недостатка — расторгнуть договор (такие возможности для потребителя сохраняются в новых правилах), но определения у этих формулировок не было.

Кроме того, новые правила несколько по-другому толкуют понятие «исполнитель». Под ним подразумевается организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся, при этом к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. В прежнем определении данного понятия индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, назывались гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, хотя по ранее действовавшему федеральному закону об образовании такие граждане также должны были регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. В прежнем определении расписывались образовательные программы, по которым исполнитель мог оказывать платные услуги, а сейчас это все сведено в формулировку «образовательная деятельность». Данный функционал в новом федеральном законе об образовании определяется как деятельность по реализации образовательных программ.

 

Какие образовательные услуги не могут быть платными?

 

В ранее действовавших правилах устанавливалось, что платные образовательные услуги не могли быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Такими услугами могли быть только обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги, не попадающие в указанные рамки. Кроме того, к платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относились:

— снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

— реализация общеобразовательных программ (как основных, так и повышенного уровня и направленности) общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями;

— факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

В новых правилах формулировка более краткая: платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги. То есть любая образовательная деятельность, финансируемая из бюджета того или иного уровня, не может быть платной. А государственные и муниципальные образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, могут оказывать за счет средств физических и (или) юридических лиц (то есть на платной основе) только те образовательные услуги, которые не предусмотрены установленным государственным или муниципальным заданием. Таким образом, ключевым документом, влияющим на то, какие услуги государственное или муниципальное учреждение может оказывать на платной основе, а какие — нет, является государственное или муниципальное задание: услуги, которых нет в задании, могут оказываться платно, а которые есть, не могут. Например, если в соответствии с заданием школа оказывает образовательные услуги в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в котором предусмотрено обучение одному иностранному языку, то один иностранный язык должен преподаваться бесплатно, а вот обучение второму языку может уже осуществляться на платной основе.

Вместе с тем такая трактовка того, какие образовательные услуги не могут быть платными, вступает в противоречие с существующей практикой, когда ряд образовательных услуг, например услуги музыкальных школ (школ искусств), являются частично платными и софинансируются бюджетом в рамках муниципального или государственного задания. По логике новых правил, никаких частично платных услуг при бюджетном софинансировании уже быть не может. Вероятно, для обеспечения соответствия новых правил такой практике стоило бы исключать из числа платных только те услуги, которые полностью финансируются из бюджета.

Отказ заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг. По сути, такое же положение существовало в старых правилах, однако сейчас речь идет не только об объеме, но и об условиях. В приведенном выше примере это означает, что школе запрещается навязывать родителям платное обучение второму иностранному языку как условие того, что им будут продолжать преподавать первый иностранный язык, или того, что, например, преподавать им первый язык продолжит тот или иной конкретный преподаватель с определенной квалификацией.

 

Информирование заказчика о платных образовательных услугах

 

В ранее действовавших правилах отдельно устанавливался перечень той информации, которую исполнитель обязан был доводить до сведения потребителя: уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, порядок приема и требования к поступающим, стоимость услуг и т.д. Новые правила определяют, что информирование заказчика о предоставлении платных образовательных услуг осуществляется в соответствии с федеральным законодательством о защите прав потребителей и федеральным законодательством об образовании.

Законодательство о защите прав потребителей требует, например, чтобы исполнитель доводил до сведения заказчика фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы — данная информация должна обязательно размещаться на вывеске. Также до сведения заказчика должна доводиться информация о лицензии на право осуществлять образовательную деятельность и государственной аккредитации: вид деятельности, номер лицензии и номер свидетельства о государственной аккредитации, сроки действия лицензии и свидетельства, а также орган, выдавший лицензию и свидетельство.

А законодательство об образовании требует, чтобы исполнитель, в случае если он является индивидуальным предпринимателем, предоставлял обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.

Кроме того, вся указанная информация теперь должна размещаться не просто в удобном для обозрения месте, а в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

Содержание договора на оказание платных образовательных услуг

 

В соответствии с новыми правилами в договор должны вноситься следующие обязательные сведения, которые не были предусмотрены ранее действовавшими правилами:

— сведения о лицензии исполнителя на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

— права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

— форма обучения;

— вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

— порядок изменения и расторжения договора.

Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством РФ об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет на дату заключения договора.

 

Расторжение договора об оказании платных образовательных услуг

 

В отличие от ранее действовавших, новые правила устанавливают случаи, когда договор на оказание платных образовательных услуг может быть расторгнут исполнителем в одностороннем порядке. К этим случаям относятся:

— применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания (например, обучающегося, достигшего 15 лет, можно отчислить за дисциплинарный проступок);

— невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана (то есть разрешено отчисление за неуспеваемость);

— установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию (например, если выяснится подделка документов, поданных обучающимся при зачислении);

— просрочка оплаты платных образовательных услуг;

— невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося (например, систематические прогулы обучающегося, невыполнение им домашних заданий).

 

Стоимость платных образовательных услуг

 

В ранее действовавших правилах в отношении определения стоимости образовательных услуг говорилось, что она должна определяться в договоре по соглашению сторон, а по требованию потребителя (заказчика) на оказание услуги должна составляться смета, которая в этом случае является частью договора.

Новые правила устанавливают, что исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося. Это означает, что у государственного или муниципального образовательного учреждения появляется возможность делать стоимость платных образовательных услуг более привлекательной для заказчиков на рынке образовательных услуг, используя иные источники финансирования, хотя такая возможность была и раньше. Отметим, однако, что среди этих источников не упоминаются бюджетные, то есть сейчас четко зафиксировано: права софинансировать оказание платных услуг за счет бюджетных средств у государственного или муниципального образовательного учреждения нет.

Также в новых правилах говорится, что увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Этот уровень инфляции необходимо отслеживать в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий период. Так, например, уровень инфляции на 2013 год в соответствии с федеральным бюджетом на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов составляет 5,5%. Законы о федеральном бюджете обыкновенно принимаются в конце года, поэтому по заключенным договорам пересматривать цены на платные образовательные услуги на следующий год учреждения смогут в декабре.

Кроме того, новые правила не предусматривают обязательное составление сметы по требованию заказчика.

 

Вам может также понравиться...