Нельзя уволить отца, являющегося единственным кормильцем в семье

отец

Согласно ч. 4 ст. 261 ТК РФ работодатель не может уволить женщину, имеющую ребенка в возрасте до трех лет, одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), или другое лицо, воспитывающее указанных детей без матери. Исключение составляют случаи ликвидации организации или нарушения названными работниками трудовой дисциплины. Перечень лиц, указанных в данной статье, закрытый, в результате незащищенными в случае увольнения по инициативе работодателя оказались отцы, воспитывающие детей вместе с матерями, но при этом являющиеся единственными кормильцами. Ясность в этот вопрос Постановлением от 15.12.2011 N 28-П внес Конституционный суд.

Гражданин А. Е. Остаев обратился с жалобой о проверке конституционности положения ч. 4 ст. 261 ТК РФ. Основанием для подачи жалобы послужило решение Савеловского районного суда г. Москвы от 31.08.2010, оставленное без изменения определением Московского городского суда от 26.11.2010.

Заявитель является отцом троих малолетних детей, один из которых не достиг трехлетнего возраста, а другой — инвалид. Жена находится дома и осуществляет уход за детьми, соответственно, не работает. 01.06.2010 А. Е. Остаев был уволен с занимаемой должности в связи с сокращением численности или штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Считает, что его увольнение является необоснованным и незаконным, а запрет расторжения трудового договора по инициативе работодателя должен распространяться и на мужчин — отцов, имеющих детей в возрасте до трех лет (тем более в ситуации, когда мать в связи с уходом за детьми не работает). Но при обращении в суд в исковых требованиях было отказано, поскольку суд не усмотрел нарушения процедуры расторжения работодателем трудового договора и отметил, что А. Е. Остаев не входит в круг лиц, которым предоставляется гарантия, предусмотренная ч. 4 ст. 261 ТК РФ.

Прежде чем рассмотреть доводы КС РФ, напомним, какие для лиц с семейными обязанностями установлены гарантии и кто имеет на них право.

Гарантии для лиц с семейными обязанностями

Трудовым кодексом установлен ряд гарантий для лиц с семейными обязанностями. К таким лицам относятся:

— женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет;

— женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

— матери, воспитывающие детей в возрасте до пяти лет без мужа;

— отцы, воспитывающие детей в возрасте до пяти лет без жены;

— лица, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет) без матери;

— одинокие матери, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет);

— усыновители.

Гарантии и льготы для лиц с семейными обязанностями установлены ст. 256-264 ТК РФ, в том числе:

— отпуск по уходу за ребенком (ст. 256);

— перерывы для кормления ребенка (ст. 258);

— гарантии при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259);

— гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 261);

— дополнительные выходные дни (ст. 262);

— дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (ст. 263).

При этом гарантии и льготы, предоставляемые законами и иными нормативными правовыми актами женщинам в связи с материнством (ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, направления в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и др.), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (ст. 264 ТК РФ).

Согласно разъяснениям, представленным в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2010 года, лицами, воспитывающими ребенка без матери, являются работники, осуществляющие лично и непосредственно фактическое воспитание детей, если мать ребенка: умерла или объявлена умершей; лишена или ограничена в родительских правах; признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной); не может воспитывать ребенка по состоянию здоровья; отбывает наказание в местах лишения свободы; и в других случаях.

Отцам, которые воспитывают детей вместе с матерью, ТК РФ предоставляет право находиться в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а отцам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), — дополнительный неоплачиваемый отпуск продолжительностью до 14 календарных дней в удобное для них время, если данное право предусмотрено коллективным договором (ст. 256, 263 ТК РФ). Кроме этого, одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Эти дни могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению (ст. 262 ТК РФ).

Что касается гарантий при увольнении, ст. 179 ТК РФ предоставляет преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников в случае равной производительности труда или квалификации семейным лицам при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию).

Позиция суда

Рассматривая жалобу А. Е. Остаева, суд руководствовался положениями:

1. Конституции РФ:

— политика РФ как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 7);

— мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19);

— гарантируется свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

— забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).

2. Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), в силу которой для всех подписавших ее государств во всех сферах жизни приоритетом должно быть благосостояние детей. Государства должны принимать все законодательные и административные меры в целях обеспечения детям необходимых для их благополучия защиты и заботы, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за них ответственность по закону. Следует признавать право каждого ребенка на тот уровень жизни, который требуется для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, с учетом того, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за создание в пределах своих способностей и финансовых возможностей необходимых для этого условий.

Кроме этого, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счет рождения в семьях второго и последующих детей), в настоящее время приобретает особую социальную значимость и является приоритетной задачей демографической политики РФ.

Конституционный принцип свободы труда, обусловливая свободу трудового договора, вместе с тем предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду (Постановление КС РФ от 27.12.1999 N 19-П).

По смыслу данной правовой позиции, равные возможности как при вступлении в трудовые отношения, так и в процессе трудовой деятельности должны создаваться и для граждан — родителей малолетних детей, что в силу ч. 1 ст. 37 Конституции РФ во взаимосвязи с ч. 2 ст. 7 и ст. 19 предполагает установление на законодательном уровне для таких работников ряда гарантий и льгот, которые позволяли бы им наравне с другими гражданами реализовать свое конституционное право на труд без ущерба для надлежащего выполнения обязанности по воспитанию детей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

В ряде своих решений КС РФ уже подтверждал право законодателя предусмотреть определенные гарантии и льготы для работников, которые вследствие необходимости особого ухода за детьми не могут в полном объеме наравне с другими выполнять предписанные общими нормами обязанности в трудовых отношениях, в том числе ограничить возможность увольнения таких работников по инициативе работодателя. Причем суд указал, что при установлении для отдельных категорий работников более высокого по сравнению с обычным уровня гарантий защиты от увольнения должен обеспечиваться баланс конституционных прав работников, включая право на государственную поддержку материнства и детства.

Гарантия, закрепленная в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, ограничивает возможность увольнения по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей того же возраста без матери. Введение для данных категорий работников повышенного уровня защиты от увольнения направлено на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей для реализации прав и свобод в сфере труда, поскольку данные лица, желающие сочетать трудовую деятельность с выполнением материнских функций, зачастую сталкиваются с трудностями.

Конституция РФ, гарантируя мужчине и женщине равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3 ст. 19), предопределяет необходимость коррекции на законодательном уровне условий осуществления прав в сфере труда и занятости, чтобы устранить возможное неравенство работников, обусловливаемое наличием в семье малолетних детей, реально существующим распределением семейных обязанностей и достаточно распространенным отношением работодателей к женщинам, имеющим детей (особенно в возрасте до трех лет), как к менее эффективным работникам.

На ликвидацию такого неравенства в социально-трудовой сфере направлены и требования обязательных для Российской Федерации международных правовых актов. Так, в соответствии с Конвенцией МОТ от 23.06.1981 N 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» одной из целей политики государства в сфере труда является создание условий, которые позволили бы лицам с семейными обязанностями, выполняющим или желающим выполнять оплачиваемую работу, осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности, для установления подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин должны приниматься все меры, соответствующие национальным условиям и возможностям, чтобы трудящиеся с семейными обязанностями могли осуществлять свое право на свободный выбор работы и принимались во внимание их потребности в области условий занятости (ст. 4).

Положение ч. 4 ст. 261 ТК РФ в той мере, в какой оно, устанавливая специальную (дополнительную) гарантию для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, направлено на обеспечение им равных возможностей для реализации конституционного права на труд, не противоречит Конституции РФ, поскольку запрет на увольнение по инициативе работодателя матери, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, позволяет обеспечить женщине равную с мужчиной возможность реализовать свои права и свободы в сфере труда без ущерба для прав и интересов ребенка и не может рассматриваться как приводящий к дискриминации работающих родителей в зависимости от их пола.

Как следует из правовой позиции Конституционного суда, изложенной в Постановлении от 22.11.2011 N 25-П, данная гарантия, предотвращая утрату женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, а также другими лицами, воспитывающими детей того же возраста без матери, работы и заработка, а соответственно, и снижение общего уровня материального благосостояния семьи, обеспечивает этим лицам (прежде всего матери) возможность, сочетая семейные обязанности с профессиональной деятельностью, создавать ребенку условия, необходимые для его всестороннего развития, следовательно, имеет целью защиту прав и интересов ребенка. Такая целенаправленность связана с экономической и социальной уязвимостью семьи, воспитывающей несовершеннолетних детей, что в силу Конституции РФ требует от государства создания условий, обеспечивающих, в том числе путем поддержания материального благополучия семьи, надлежащее выполнение родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей.

Конституция РФ признает заботу о детях, их воспитание равным правом и обязанностью родителей (ч. 2 ст. 38). Принцип равенства прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей, получивший свое закрепление и конкретизацию в СК РФ, корреспондирует положениям Конвенции о правах ребенка, возлагающей на государство обязанность предпринимать все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

Из этого следует, что на обоих родителей может распространяться и государственная поддержка, в которой нуждается семья, имеющая ребенка, не достигшего трехлетнего возраста и потому требующего особого ухода, тем более если в такой семье воспитывается несколько малолетних детей. Соответственно, при определении мер государственной поддержки семьи, направленных на обеспечение ее материального благополучия, многодетным семьям, воспитывающим малолетних детей, должна предоставляться повышенная защита, поскольку в таких семьях мать зачастую не может осуществлять трудовую деятельность в силу необходимости осуществлять уход за детьми и их воспитание и единственным кормильцем является отец.

Если понимать положение ч. 4 ст. 261 ТК РФ буквально, возникновение права на установленную данной нормой гарантию у работающей женщины обусловливается лишь фактом наличия у нее ребенка в возрасте до трех лет, то есть не зависит ни от ее семейного положения, совместного или раздельного проживания с отцом ребенка, ни от наличия или отсутствия у отца ребенка работы и заработка или иного дохода, ни от того, осуществляет ли мать фактически уход за ребенком и его воспитание. Защищая мать ребенка в возрасте до трех лет от утраты работы и заработка, данное законоположение защищает и семью, в которой ребенок воспитывается совместно отцом и матерью, состоящей в трудовых отношениях, что позволяет им выполнять обязанности по содержанию ребенка (детей) в пределах своих финансовых возможностей.

Что касается отца ребенка в возрасте до трех лет, в силу данной статьи запрет на увольнение по инициативе работодателя распространяется на него только в том случае, если он воспитывает ребенка без матери. Соответственно, отец ребенка в возрасте до трех лет может быть уволен по инициативе работодателя, в частности, по сокращению численности или штата работников, даже если он является единственным кормильцем в многодетной семье, а мать в связи с необходимостью осуществления ухода за детьми, которым в силу возраста или состояния здоровья требуется постоянная забота, в трудовых отношениях не состоит.

Тем самым данной меры государственной поддержки лишаются семьи, особенно в ней нуждающиеся, при том что социальные гарантии, которые в соответствии с действующим законодательством предусматриваются для граждан, уволенных по основаниям, не связанным с их виновным поведением, в частности по сокращению численности или штата работников, не могут быть признаны достаточными для защиты многодетной семьи, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, от резкого снижения уровня обеспеченности. Не учитывается возможность утраты работы и заработка кормильцем в многодетной семье при назначении и определении размера социальных пособий в связи с рождением и воспитанием детей, а размер пособия по безработице хотя и устанавливается в процентном отношении от среднемесячного заработка, исчисленного по последнему месту работы, во всех случаях не может превышать максимальную величину пособия по безработице, которая на 2011 год составляет 4 900 руб. (без учета районного коэффициента), при этом не принимается во внимание наличие у безработного иждивенцев.

Кроме того, предоставление гарантии, закрепленной в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто — мать или отец — работает, а кто осуществляет уход за детьми, поскольку дифференциация, основанная лишь на указанном критерии и не учитывающая всех обстоятельств, значимых для выполнения родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей надлежащим образом, снижает эффективность системы государственной поддержки института семьи и в условиях недостаточности мер социальной защиты работников с семейными обязанностями может приводить — в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости — к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям в положении семей, воспитывающих малолетних детей.

Европейский Суд по правам человека (Постановление от 31.03.2009 по делу «Веллер (Weller) против Венгрии») также указывал на недопустимость установления различий, необоснованно ставящих семьи, воспитывающие детей, в неравное положение в вопросах доступа к льготам, направленным на поддержку детей и семьи в целом.

Исходя из изложенного, Конституционный суд постановил признать положение ч. 4 ст. 261 ТК РФ:

— не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, устанавливает специальную (дополнительную) гарантию, направленную на обеспечение им равных с мужчинами возможностей в реализации конституционного права на труд и на достижение фактического равенства в сфере труда;

— не соответствующим ст. 7, 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 и 2 ст. 38 Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.

Рассмотренное нами постановление КС РФ (от 15.12.2011 N 28-П) окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Вам может также понравиться...