Медосмотры водителей
Для транспортных предприятий медицинское обеспечение безопасности дорожного движения является обязательным условием осуществления основного вида деятельности. Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ были внесены поправки, по сути упорядочившие нормативную базу по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (ТС). Что же изменилось с 31 марта 2014 года? Также поговорим об учете и налогообложении расходов на проведение медосмотра.
Зачем понадобились поправки?
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения предусмотрено много лет ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения. Оно заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Периодичность названных мероприятий, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим устанавливаются федеральным законом. Однако федеральный закон, определяющий порядок и периодичность проведения обязательных медицинских освидетельствований водителей индивидуальных транспортных средств, до настоящего времени не принят.
В связи с этим правоприменителям приходится руководствоваться подзаконными нормативными актами, причем приняты они не во исполнение Закона о безопасности дорожного движения, а в целях реализации норм других нормативных актов такого же уровня, в частности Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ, хотя к нему нет отсылочных норм.
Законодатель решил исправить правовые нестыковки и заполнить пробелы, не принимая отдельный закон, а дополнив ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения конкретными указаниями по проведению медосмотров водителей ТС и введя отсылочную норму на Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ. Плюс к этому введены отдельные нормы, посвященные медицинским противопоказаниям, медицинским показаниям и медицинским ограничениям к управлению ТС (ст. 23.1 Закона о безопасности дорожного движения). Предлагаем во всем этом разобраться вместе.
Виды медицинских осмотров
Понятие «медицинский осмотр» в отношении работников без принадлежности их к той или иной профессии определено в ст. 46 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ. В отношении водителей ТС конкретизирует понятие «медосмотр» Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ. При этом названный акт вводит понятие «водитель транспортного средства». В законе оно определяется так: лицо, управляющее ТС (в том числе обучающее управлению ТС). Водитель может управлять ТС в личных целях (как гражданин) либо в качестве работника (в организации) или индивидуального предпринимателя.
К сведению. Все обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. Это правило уточнено Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ.
Обязательные медицинские осмотры водителей бывают четырех видов. Предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей ТС. Периодические (не реже одного раза в два года) — в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС. Предрейсовые — в течение времени работы лица в качестве водителя ТС, за исключением выезжающих по вызову экстренных оперативных служб. Послерейсовые — в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
На заметку. Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на предпринимателей в случае самостоятельного управления ими ТС, осуществляющими перевозки (Письмо Росздравнадзора от 12.03.2014 N 01И-271/14).
Кем и где проводятся медосмотры? Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводятся либо привлекаемыми сторонними, либо штатными медицинскими работниками. Работодатель вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников должен будет устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что будет сделано в ближайшем будущем.
К сведению. Проведение обязательных ежедневных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей предусмотрено Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы.
При этом все неурегулированные вопросы проведения медосмотров разрешаются в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан в РФ. Во исполнение его приняты различные подзаконные акты, среди которых выделим Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) (приложение 3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н). Что касается предрейсовых медосмотров водителей транспортных средств, то для них предусмотрены отдельная инструкция (приложение 9 к Приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555) и методические рекомендации, которые доведены Письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32. Несмотря на рекомендательный характер последнего документа, он используется чаще, чем инструкция 1989 года, что подтверждается судебной практикой, связанной с вопросами по проведению предрейсовых медосмотров. Причем разработано Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32). Что касается послерейсовых осмотров водителей, то в распоряжении автора не оказалось регулирующего этот вопрос документа. Если и читатель его не найдет, то порядок проведения послерейсового осмотра водителя придется установить организации самостоятельно.
И еще, у обывателей бытует мнение, что медосмотры обязательны для водителей транспортных организаций и предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров и (или) грузов. Однако это заблуждение, так как обозначенные выше требования ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения распространяются на всех юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией ТС.
Медицинское освидетельствование
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей ТС (кандидатов в водители ТС) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению ТС (п. 6 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения). В отличие от медосмотров, данные мероприятия проводятся за счет средств водителей ТС (кандидатов в водители ТС) (п. 2 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Рассматриваемая процедура осуществляется лишь в нескольких случаях: перед тем, как стать водителем ТС (для кандидатов в водители), и после того, как водитель получил водительское удостоверение, — когда срок его действия истек, в связи с чем нужна замена, или же удостоверение нужно вернуть после истечения срока лишения права на управление ТС. Еще одна причина проведения медицинского освидетельствования — внеочередное обследование в связи с выявленными при периодическом медосмотре признаками заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению ТС (п. 1 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность. При этом обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя ТС (кандидата в водители).
Это основное, что следует знать организации о медицинском освидетельствовании водителей ТС (кандидатов в водители). О проведении процедуры в отношении иных работников сказано в ст. 65 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ. Она имеет общий характер по отношению к вышеозвученным специальным нормам, введенным в Закон о безопасности дорожного движения.
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей ТС (кандидатов в водители) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению ТС. Медицинскими противопоказаниями являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного вождения ТС и при которых гражданину запрещено управлять автомобилем. Медицинскими ограничениями являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления ТС определенных категории, назначения и конструктивных характеристик. Конкретные перечни противопоказаний и ограничений по управлению ТС устанавливаются Правительством РФ.
Выявление противопоказаний или ограничений является одним из оснований прекращения действия права управления ТС. Также авто с водителем будет не допущено к участию в дорожном движении по истечении срока действия водительского удостоверения или же в случае лишения права на управление ТС. Это следует из новой редакции п. 1 ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения.
Медицинский осмотр или освидетельствование?
Данный вопрос логичен, так как из обновленной ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения не ясно, данные процедуры являются дополняющими или исключающими. По мнению автора, обязательное медицинское освидетельствование должны проходить водители ТС — граждане, которые в таком качестве не связаны трудовыми отношениями с работодателями. Медицинское освидетельствование касается действий, связанных с получением, заменой, возвратом водительского удостоверения, без которого никто не может быть допущен к управлению ТС. Медосмотр же — это дополнительное мероприятие медицинского обеспечения безопасности дорожного движения со стороны работодателя. Таким образом, можно сказать, что медосмотр и медицинское освидетельствование — это два дополняющих друг друга мероприятия, осуществляемых в отношении водителей транспортных организаций. Больший интерес для бухгалтера представляют медосмотры водителей ТС, так как именно их проведение работодатель оплачивает из собственного кармана.
Методология учета медосмотров
Затраты по обеспечению нормальных условий труда, безопасности дорожного движения, в том числе расходы на проведение обязательных медосмотров, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). У транспортной компании они включаются в себестоимость оказываемых услуг. Сюда же относятся предусмотренные трудовым законодательством выплаты за неотработанное время (отпускные, оплата времени прохождения медосмотров, выполнения гособязанностей). Об этом сказано в Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок.
Другой документ — Инструкция по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте рекомендует включать затраты на проведение медосмотров в состав расходов по обеспечению нормальных условий труда. При этом расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, относятся к расходам на оплату труда. «В чем разница?» — спросит читатель. В том, что первый вид затрат (по обеспечению нормальных условий труда) может быть отнесен к косвенным расходам, а второй (оплата труда) — к прямым. Но, по мнению автора, методологически более верно все затраты, связанные с прохождением медосмотров, распределить между видами перевозок, в которых участвуют осматриваемые водители. То есть все затраты признать прямыми. Такой порядок позволит объективно распределить расходы и посчитать себестоимость перевозок, включающую затраты, связанные с проведением медосмотров. При этом нужно помнить, что эти затраты относятся к текущим расходам по обычным видам деятельности транспортной компании и отражаются в периоде их осуществления.
Налог на прибыль
Затраты на оплату услуг персонала, проводящего предрейсовые медосмотры, а также на приобретение необходимых медикаментов и инструментов уменьшают налогооблагаемую прибыль как расходы на обеспечение нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Вознаграждение же медицинскому работнику, проводящему предрейсовые медицинские осмотры водителей, выполняющему работу по договору гражданско-правового характера и не являющемуся индивидуальным предпринимателем, включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций (в составе расходов на оплату труда) (п. 1 ст. 255 НК РФ). Хотя налоговики считают, что затраты на оплату услуг персонала организации, проводящего предрейсовые медосмотры, уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 22.03.2012 N 16-15/024879@). При этом условиями признания расходов в целях налогообложения прибыли являются их экономическая обоснованность, факт наличия соответствующих оправдательных документов, служащих основанием для признания таких расходов, а также связь с деятельностью, направленной на получение доходов. У транспортных организаций медосмотры водителей в силу требований законодательства являются обязательными, что позволяет учесть расходы на их проведение по одному из указанных выше оснований. Исключение составляют случаи, когда затраты на проведение обязательных медицинских осмотров (обследований) работников финансируются за счет взносов на страхование от травматизма. Такая возможность предусмотрена пп. «е» п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Возмещение затрат из данного источника финансирования не позволяет считать их расходами организации, скорее, это страховое обеспечение.
Единый налог при применении УСНО
У организаций, применяющих спецрежим — «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», расходы на оплату медосмотра персонала не включены в перечень расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ. В то же время материальные затраты «упрощенца» (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) принимаются согласно порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций (ст. 254 НК РФ). В силу пп. 6 п. 1 данной статьи затраты на оплату работ, услуг производственного характера (в частности, на обеспечение безопасных условий труда) могут быть отнесены к материальным расходам. Поэтому расходы на проведение медосмотра работников, связанные с участием персонала в основной деятельности организации, уменьшают полученные доходы при расчете единого налога. Главное, чтобы проведение медицинских осмотров было обязательным в силу законодательства, в чем транспортным компаниям и их водителям сомневаться не приходится.
Налог на доходы физических лиц
В общем случае оплата за работника товаров (работ, услуг) считается его доходом, полученным в натуральной форме, либо в виде материальной выгоды. Статьей 41 НК РФ определяется доход как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ. У работника, за которого работодатель оплачивает прохождение медицинского осмотра, рассматриваемой выгоды не возникает. Это компенсационная выплата, связанная, в частности, с исполнением сотрудником организации трудовых обязанностей. Она не облагается НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ (Постановления ФАС СЗО от 08.02.2011 N А56-12834/2010, ФАС МО от 21.03.2011 N КА-А40/1449-11).
Об ответственности
Итак, проведение медицинских осмотров — безусловно, важное и нужное мероприятие. Поэтому относиться к нему нужно ответственно всем, кто принимает в нем участие. Сказанное подтверждает ст. 11.32 КоАП РФ, введенная Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ. Ей установлены административные штрафы за нарушение порядка проведения обязательных медосмотров. Санкции для организаций (предпринимателей) составляют 30 000-50 000 руб., для руководителей — 2 000-3 000 руб., а для граждан — 1 000-1 500 руб. При этом предприниматель, который управляет ТС и для которого также проведение медосмотров обязательно, наказывается как и юридическое лицо.
Также напомним, что организация проведения за счет собственных средств обязательных медицинских осмотров включена в круг обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ). За невыполнение требований охраны труда в 2014 году ответственность предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ, а в 2015 году — ст. 5.27.1 КоАП РФ (Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ). Нарушение же правил охраны труда, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, является уголовно наказуемо (ст. 143 УК РФ).
Для перевозчиков пассажиров проведение медицинских осмотров является одним из лицензионных условий. То есть обязательно наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей ТС, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей ТС», или наличие договора с медицинской организацией или предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию (пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом). За нарушение лицензионных условий возможно не только наложение штрафа, но и лишение лицензии со всеми вытекающими отсюда последствиями.
* * *
Как видим, по существу для транспортных организаций мало что изменилось, в большей степени законодателем доработана нормативная база, к тому же следует ждать скоро появления подзаконных нормативных актов, снимающих вопросы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения на практике. Поживем — увидим.