Пенсии — новые аспекты назначения
Страховой стаж
Пенсионная реформа — одна из самых обсуждаемых реформ нашего времени, и это неудивительно. Она затрагивает большую часть населения России, ведь кто-то из граждан уже получает пенсию, а кому-то это только предстоит. Получается, что этот вопрос не интересует только детей детсадовского возраста и школьников, то есть тех, кто еще не начал зарабатывать деньги и кому рано думать о своем пенсионном обеспечении в будущем. В февральском номере нашего журнала за прошлый год мы публиковали статью <1>, посвященную пенсионной реформе, рассматривали предпосылки и этапы реформы, определяли ее основные направления. Считаем, что этой теме снова нужно уделить внимание.
Пожалуй, нужно начать с того, что существуют различные виды пенсий. Поэтому необходимо уточнять, о какой именно пенсии идет речь в том или ином разговоре, ведь каждая из них имеет свои особенности. До 1 января 2015 г. накопительная часть трудовой пенсии не была самостоятельным видом. Теперь же это отдельный вид пенсии, который регулируется отдельным Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее по тексту — Закон о накопительной пенсии). Положения этого Закона вступили в силу 1 января 2015 г. и уже работают.
Накопительная пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии <1>. Несмотря на выделение накопительной пенсии в отдельный вид, она по-прежнему назначается только тем, кто имеет право на получение страховой пенсии.
Страховая пенсия теперь тоже регулируется специальным Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту — Закон о страховых пенсиях), большинство норм которого вступили в силу также 1 января 2015 г.
Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о страховой пенсии. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств <2>.
Примечание. Вопросу пенсионного обеспечения граждан России посвящены не только два вышеуказанных Федеральных закона, как может показаться на первый взгляд. Пенсионное обеспечение затрагивает многие слои современного общества, поэтому эти аспекты пенсионного обеспечения затрагивают многие нормативные правовые акты, начиная от Конституции Российской Федерации, в которую заложены основы всего российского законодательства, и раскрываются и конкретизируются в Кодексах (ТК РФ, НК РФ) и целом ряде специальных законов: Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении», Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании», Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральном законе «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральном законе «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законе РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федеральном законе «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и т. д.
Итак, вернемся к разговору о страховой пенсии. Она, в свою очередь, тоже подразделяется на несколько видов:
1) на страховую пенсию по старости;
2) на страховую пенсию по инвалидности;
3) на страховую пенсию по случаю потери кормильца <1>.
Условия назначения страховой пенсии по старости
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Приведенный перечень требований приведен в Законе «О страховых пенсиях». Однако эти требования вводятся в действие постепенно. Для назначения страховой пенсии по старости наличие 15-летнего страхового стажа будет необходимо для выходящих на пенсию после 2024 г.
Для 2015 г. необходим страховой стаж в размере 6 лет, для 2016 г. — 7 лет, для 2017 г. — 8 лет и так далее по нарастающей до 2024 г.
Может возникнуть вопрос: «Что такое страховой стаж?» Отвечаем: страховой стаж — это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые Начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Требование о наличии индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 30, так же как и требование о наличии 15 лет страхового стажа, вводится постепенно.
С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения 55-летнего возраста у женщин и 60-летнего возраста у мужчин, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста — на день установления этой страховой пенсии.
Мы видим еще один термин, требующий разъяснения, — индивидуальный пенсионный коэффициент. Это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Примечание. Проще говоря, итоговый ИПК — это сумма денег на страховой части пенсии, лежавшей на вашем счете в Пенсионном фонде, поделенная в конце 2014 г. на 64,10 и переведенная в коэффициенты, и сумма заработанных с 2015 г. коэффициентов, помноженная на коэффициент повышения при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца, если такой будет применяться при расчете.
Годовой ИПК представляет собой отношение поступивших с вашего дохода в Пенсионный фонд взносов к максимально возможной сумме взносов в Пенсионный фонд, умноженное на 10, либо в случае, если период приравнивается к страховому, — уже указанное в законе или подзаконном акте значение.
Скажем, что на вашем счету лежало уже 20 000 руб., а стаж позволяет вам выйти на пенсию 31 декабря 2015 г. В 2015 г. вы получали много и суммарный доход оказался выше облагаемого взносами дохода уже в ноябре. Получается, что итоговый ИПК равен 20 000 / 64,10 + 7,39 (или 4,62, в зависимости от того, отчисляете ли вы взносы и на накопительную пенсию): 312,01 + 7,39 (4,62) = 319,4 (316,63).
Сразу приведем определение стоимости пенсионного коэффициента. Это стоимостный параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий. Это значение пересматривается Правительством РФ ежегодно. В 2014 г. стоимость ИПК была равна 64,10 руб., в 2015 г. — 71,41 руб.
Условия назначения страховой пенсии по инвалидности
Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанных в установленном законом порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия в этом случае устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;
3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.
Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.
Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети — наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.
Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» <1>.
Примечание. Ранее мы говорили о том, что существует несколько видов пенсий и они урегулируются разными законами. Указанный Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
1) пенсию за выслугу лет;
2) пенсию по старости;
3) пенсию по инвалидности;
4) пенсию по случаю потери кормильца;
5) социальную пенсию <2>.
.
Страховой стаж
Выше мы писали, что такое страховой стаж, однако, для того чтобы разобраться в сути этого понятия, мало ознакомиться с одним лишь его определением.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, имеющими право на получение страховой пенсии, при условии, что за эти периоды Начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В страховой стаж Наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, включенные в соответствующий Перечень <1>, но не более пяти лет в общей сложности.
Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов работы и иной деятельности при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
В страховой стаж Не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж При условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», В страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом <1>.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом <2>, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности <3> учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. В случае если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней). Период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа
При подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
То есть подсчет стажа для назначения страховой пенсии по общему правилу осуществляется на основе уже имеющихся в Пенсионном фонде данных, поскольку подразумевается, что потенциальный пенсионер, во-первых, работал официально по трудовому или гражданско-правовому договору; во-вторых, работодатель отчислял с его заработной платы или вознаграждения взносы по выбранному тарифу; в-третьих, работодатель или заказчик сдавали в Пенсионный фонд необходимую отчетность. В этом случае расчет пенсии и проверка условий для ее назначения не потребует от заявителя никаких усилий.
В случае если данных в базах Пенсионного фонда не окажется, сведения о стаже при оформлении пенсии будут взяты из трудовой книжки, трудовых, гражданско-правовых договоров, а при утрате их — на основании свидетельских показаний и иных доказательств.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 <1>.
В соответствии с указанными Правилами документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При ее отсутствии, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В случае если трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора гражданско-правового характера, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случае если срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашних работниц, нянь, секретарей, машинисток и др.) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан — владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между пастухом и коллективом граждан — владельцев скота (с отметкой о его исполнении) и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды иной деятельности подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах иной деятельности либо отсутствуют сведения об отдельных периодах иной деятельности, периоды иной деятельности подтверждаются следующими документами.
Периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.
Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 1 января 2001 г. — документом территориальных налоговых органов.
Периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, подтверждаются документом соответствующей общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды творческой деятельности подтверждаются справкой организации, выплатившей вознаграждение за созданное произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей.
Периоды деятельности в качестве частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды иной деятельности, не перечисленной выше, которая выполнялась гражданами, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возникают в связи с уплатой обязательных платежей обязательства по обязательному пенсионному страхованию, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате обязательных платежей.
Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.
Период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности подтверждается документом работодателя либо территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о периоде выплаты указанного пособия.
Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельством о рождении, паспортом, свидетельством о браке, свидетельством о смерти, справкой жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документами работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документами, подтверждающими необходимые сведения).
Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком.
Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии.
Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждаются справкой государственного учреждения службы занятости населения.
Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждаются документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и документом о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, выданными в установленном порядке.
Период содержания под стражей лиц, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждаются документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке.
Период пребывания лиц из числа репрессированных народов в спецпоселениях (местах ссылки) подтверждается документами органа внутренних дел Российской Федерации о периоде пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) либо о сроке пребывания под надзором с ограничением прав и свобод и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке.
Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.
При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо указанных документов, представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода. При невозможности получения такого письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования, проводимого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В качестве документов, подтверждающих возраст, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, а также другие документы.
На основании заявления гражданина период его ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, может устанавливаться и до наступления условий, дающих право на страховую пенсию.
Период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов.
Указанный период, имевший место начиная с 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов и справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме, а в случае, если военнослужащий проходил военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу) в воинском формировании Российской Федерации (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, независимо от времени ее прохождения, — только справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов.
Основанием выдачи справки являются сведения из личного дела военнослужащего, документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовая книжка супруги (супруга) военнослужащего.
Периоды проживания, указанные в такой справке, совпадающие с периодами работы, содержащимися в трудовой книжке, не учитываются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при исчислении страхового стажа.
Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, подтверждается справками государственных органов (организаций), направлявших работника на работу в указанные организации (учреждения).
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться, как было ранее упомянуто, на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. К заявлению гражданина об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний прилагаются:
А) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;
Б) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
В) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом на основании свидетельских показаний.
При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний по указанным причинам прилагается документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе не по вине работника и невозможность их получения.
Продолжительность стажа, установленного на основании свидетельских показаний, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии.
При установлении периода работы на основании свидетельских показаний учитываются:
А) период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
Б) свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Установление периодов работы на основании свидетельских показаний производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Указанное решение выносится на основании свидетельских показаний, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.
На основании заявления гражданина период его работы на основании свидетельских показаний может устанавливаться также и до наступления условий, дающих право на страховую пенсию.
В случае если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями <1>.
Случай из судебной практики. Воскресенским городским судом было рассмотрено гражданское дело по иску Воробьевой о включении спорного периода в пенсионный стаж. Истец обратилась в суд, мотивируя свои требования тем, что решением комиссии при назначении пенсии в ее трудовой стаж не был засчитан период работы с <дата> по <дата> в должности ученицы продавца магазина ***, младшего продавца в магазине ***, контролера в магазине *** Воскресенского торга. В решении указано, что по причине несоответствия данных, указанных в документах, анкетным данным не представляется возможным подтвердить факт трудовой деятельности в спорный период, поскольку печать при увольнении в трудовой книжке не читаема, в расчетных ведомостях по начислению заработной платы работников неверно указан год рождения — 1969 вместо 1968, в архивной справке, подтверждающей факт трудовой деятельности в спорный период, указана иная фамилия, идентифицировать работающее лицо, а также подтвердить сведения о приеме и переводе невозможно.
Не согласившись с данным отказом, истец просила суд признать его незаконным и обязать ответчика включить в ее стаж спорный период, произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости с момента ее назначения.
Исследовав и проанализировав доводы истца вкупе с материалами дела, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Согласно записям в трудовой книжке истец (фамилия до брака — Ф. И.О.4) работала в должностях ученицы продавца магазина ***, младшего продавца магазина ***, контролера в магазине *** Воскресенского торга (копия справки о заключении брака, копия свидетельства о рождении, копия трудовой книжки, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О трудовых книжках» является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность и трудовой стаж работника). В соответствии с архивной справкой МУ «Администрация Воскресенского муниципального района» среди приказов директора Воскресенского торга имеется приказ N 189-к о переводе младшего продавца Ф. И.О.4 в магазин, переводе контролера, увольнении контролера по собственному желанию. Вместе с тем печать в трудовой книжке в записи об увольнении не читаема, в расчетных ведомостях по начислению заработной платы работников Воскресенского торга указан год рождения работника — 1969 г. Кроме того, в архивной справке указана фамилия работника «Воробьева». Суд находит указанные несоответствия следствием технических ошибок, так как в судебном заседании достоверно установлено соответствие других анкетных данных, содержащихся в представленных документах, данным истца. При этом суд руководствуется в том числе тем, что исходя из правил русской орфографии и пунктуации на практике написание букв «е» и «ё» приравнивается. Написание в документах буквы «е» вместо «ё» и наоборот в фамилии, имени и отчестве не искажает данных владельца документов при условии, что данные, на основании которых можно идентифицировать лицо в таких документах, соответствуют другим анкетным данным. Также суд руководствуется вышеуказанной архивной справкой, в соответствии с которой другой Воробьевой (Ф. И.О.5) в Воскресенском торге не числилось.
Помимо этого, оформление документов в надлежащем порядке — обязанность работодателя, но не работника, так как согласно нормам ст. 9 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязанность по представлению в Пенсионный фонд РФ сведений о работающих у работодателя застрахованных лицах, страхованию работника, своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ и ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложена на работодателя, страхователя.
Таким образом, у суда нет оснований подвергать сомнению доводы истца, исковые требования подлежат удовлетворению <1>.
Когда приходит время обращаться за назначением пенсии, встает вопрос, какие документы нужно представить в пенсионные органы. Существует Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Этот Перечень утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н для реализации отдельных положений Федерального закона «О страховых пенсиях», Федерального закона «О накопительной пенсии», Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Основная часть положений Перечня документов (так в дальнейшем по тексту будет называться документ из-за громоздкости его официального названия) уже вступила в силу 1 января 2015 г., а действие некоторых норм начнется только с 1 января 2016 г.
Пенсия россиян полностью зависит от того, удовлетворяют ли их трудовые заслуги требованиям нового Закона. Если человек приобретает право на получение страховой пенсии, вместе с ней он приобретает право на выплату накопительной пенсии и на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии. У некоторых читателей может возникнуть вопрос: «Что такое фиксированная выплата к страховой пенсии?». Отвечаем: под фиксированной выплатой к страховой пенсии Закон о страховых пенсиях подразумевает обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии <2>. В настоящее время ее размер составляет в среднем 5104 руб. Для разных категорий пенсионеров (инвалидов разных групп, лиц, потерявших кормильца и т. д.) конкретный денежный размер выплаты варьируется <3>.
Судя по комментариям и вопросам, встречающимся на различных правовых порталах, многих граждан интересует вопрос, будут ли сохранены досрочные пенсии. Отвечаем, что да, досрочные пенсии сохранены.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения 55-летнего возраста женщинами и 60-летнего возраста мужчинами при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали:
— не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (при общем страховом стаже в 25 лет);
— не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (при общем страховом стаже 20 лет — тут вроде наоборот).
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах (скажем, за 9 лет работы пенсионный возраст будет снижен на 3 года или 36 месяцев). При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Существует Перечень <1> районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г., который применяется при назначении досрочной пенсии по указанным основаниям.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением пенсионного возраста на один год за каждый полный год такой работы — и мужчинам, и женщинам;
2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы — женщинам;
3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;
4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
5) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
7) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
8) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
9) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин — если они проработали на таких работах не менее 20 лет;
12) мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;
14) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
16) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, — по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;
17) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
21) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 — 30 лет и достигшим возраста 50 — 55 лет либо независимо от возраста <1>.
При назначении страховой пенсии по старости должно также учитываться Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Обращаем ваше внимание: периоды работы, перечисленные выше, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов. При этом условия назначения досрочной страховой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. При этом указанное положение не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах до установления на них класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов. Эти периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 г. результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» <1>.
Еще одним из часто задаваемых вопросов является вопрос о том, что делать гражданам, которые не наработали достаточное количество стажа для получения пенсии и не могут по каким-то причинам «добрать» этот стаж.
Для такой категории граждан предусмотрена социальная пенсия по старости, которая является минимальной выплатой, гарантированной государством тем категориям граждан, которые уже не являются трудоспособными, но по какой-то причине не приобрели право на получение пенсии.
Социальная пенсия гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам II группы (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, назначается в размере 3626 руб. 71 коп. в месяц. При этом размер социальной пенсии индексируется ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации <1>.
Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» установлена величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2015 г. в размере 7161 руб., на 2016 г. — в размере 7476 руб. и на 2017 г. — в размере 7797 руб. <2>.
Пенсионная реформа ввела новое правило, на которое вам стоит обратить внимание. Теперь за каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.
Например, если вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия — на 45%; если через 10 лет — фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть — в 2,32 раза.
Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за назначением пенсии после достижения пенсионного возраста
Страховой трудовой стаж без обращения за назначением пенсии (не более 10 лет. Если больше, то применяется коэффициент как за 10 лет) | Фиксированный платеж | Страховая пенсия |
0 | 1 | 1 |
1 | 1,056 | 1,066 |
2 | 1,12 | 1,15 |
3 | 1,19 | 1,24 |
4 | 1,27 | 1,34 |
5 | 1,36 | 1,45 |
6 | 1,46 | 1,59 |
7 | 1,58 | 1,74 |
8 | 1,73 | 1,9 |
9 | 1,9 | 2,09 |
10 | 2,11 | 2,32 |
Примечание. Для тех, кто хочет приблизительно подсчитать размер своей будущей пенсии, на сайте Пенсионного Фонда России появился пенсионный калькулятор, с помощью которого можно его рассчитать: http://www. pfrf. ru/spec/calculator/.
Пенсионный калькулятор это прежде всего навигатор по новой пенсионной формуле, инструмент, позволяющий гражданам понять суть нового порядка расчета пенсий и определить факторы, влияющие на размер собственной будущей пенсии.
Общая формула для расчета страховой пенсии выглядит так:
СПст = ИПК x СПК,
Где СПст — размер страховой пенсии по старости;
ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент, который должен быть выше 30;
СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, если вы выходите на пенсию после того, как достигли пенсионного возраста. В 2014 г. стоимость ИПК была равна 64,10 руб., в 2015 г. — 71,41 руб.
В реалиях 2015 г. минимальная страховая пенсия по старости равна 2142 руб. 30 коп., а итоговая пенсия — 2142,30 + 3935 руб., то есть 6077,30 руб. плюс то, что было начислено на накопительную часть. В ситуации с примером, который мы приводили относительно ИПК, пенсия в самом распространенном случае будет 71,41 x 316,63 + 3935 = 22 610,55 + 3935 = 26 545,55 руб.
Пенсия по инвалидности рассчитывается абсолютно так же, с учетом того, что размер фиксированной выплаты варьируется в зависимости от группы инвалидности (1967,50 руб. — для инвалидов III группы и 7870 — для инвалидов I группы).
Та же ситуация с пенсией по утрате кормильца, только ИПК будет браться не у того, кто потерял кормильца, а у умершего. Если кормилец уже получал пенсию, она просто делится на число иждивенцев или выплачивается одному, обязанному на эту пенсию содержать остальных.
К сожалению, большая часть граждан недовольна проводимой пенсионной реформой, поскольку процедура подсчета будущего размера пенсии, по их мнению, стала более громоздкой и запутанной, из-за этого у многих возникают вопросы по уже назначенной или только предстоящей пенсии. Некоторая категория граждан настроена настолько негативно, что считает новую реформу попыткой государства обмануть своих граждан, а пенсионеры считают положения этой реформы несправедливыми по отношению к ним. Любые перемены приносят дискомфорт, и возможно, что, после того как пройдут все этапы реформы и граждане привыкнут к новому порядку, настроение в обществе к введенным новшествам переменится и пенсионная реформа оправдает возложенные на нее ожидания.