Право на капремонт
Любая бюджетная организация хочет провести капитальный ремонт качественно и уложиться в смету. Поэтому многие заказчики пытаются сотрудничать только с надежными подрядчиками. Чтобы гарантировать такое сотрудничество, они применяют разные способы, в том числе конкурс с ограниченным участием. Однако контролирующие органы указывают, что такой отбор участников является нарушением законодательства.
Комиссия Красноярского УФАС по контролю в сфере размещения закупок получила жалобу строительной организации на действия муниципального заказчика — главного управления образования администрации города (далее — заказчик) и уполномоченного органа — департамента муниципального заказа администрации города (далее — уполномоченный орган) при размещении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием «Выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ СОШ» (далее — закупка). Уполномоченный орган в связи с возникшей у заказчика потребностью разместил закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием «Выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ СОШ».
Строительная организация подала жалобу в антимонопольный орган, посчитав, что заказчиком и уполномоченным органом был неверно выбран способ определения поставщика, а именно закупка в виде конкурса с ограниченным участием, что ущемляет права участников закупки.
Почему заказчик выбрал конкурс с ограниченным участием?
Выбирая способ закупки, заказчик руководствовался следующим. Согласно ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг (далее — ТРУ), включенных в перечень, установленный Правительством РФ.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее — Перечень для электронного аукциона), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р.
Перечень для электронного аукциона содержит две графы: в одной указан код товаров, работ, услуг по ОКПД, в другой — наименование ТРУ. Однако документ включает сноску, указывающую, что если в отношении ТРУ, входящих в указанные коды ОКПД, заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс, то данные ТРУ в Перечень для электронного аукциона не входят.
Под кодом ОКПД 45 значатся работы строительные. Согласно ОКПД эта группировка включает:
— работы строительные подготовительные и вспомогательные;
— работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений.
Однако по коду ОКПД 45 имеется уточняющая сноска, согласно которой в Перечень для электронного аукциона входят ТРУ, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК) при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. руб., для обеспечения муниципальных нужд — превышает 50 млн. руб.
Данная сноска согласуется с положениями Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1089 . В силу ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в следующих случаях: если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Постановление Правительства РФ N 1089 устанавливает перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Пункт 6 перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1089, включает в том числе и выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. руб., для обеспечения муниципальных нужд — превышает 50 млн. руб.
На основании вышеприведенных документов заказчик посчитал, что конкурс с ограниченным участием может быть выбран в любом их двух случаев:
1) выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, то есть независимо от НМЦК, но в отношении определенного вида объектов;
2) выполнение работ, включенных в эту группировку (код 45), в случае если НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. руб., то есть независимо от объекта, но в отношении определенной НМЦК.
Заказчик также указал, что согласно «Словарю русских синонимов и сходных по смыслу выражений» под редакцией Н. Абрамова (М., 1999) синонимом союза «а также» являются союз «и», наречия «вдобавок», «еще», «кроме того». Таким образом, п. 6 перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1089, по правилам русского языка может пониматься следующим образом: выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также (и, вдобавок, еще, кроме того) работ, включенных в эту группировку, в случае если НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. руб. Иными словами, заказчик посчитал, что если НМЦК закупки для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. руб. и работы включены в группировку «работы строительные», то это достаточное условие для проведения конкурса с ограниченным участием.
Заказчик также обусловил проведение конкурса с ограниченным участием с использованием предквалификационного отбора подрядчиков необходимостью снижения рисков ненадлежащего исполнения контракта применительно к выполнению отдельных технически и технологически сложных работ инновационного, высокотехнологичного и специализированного характера, обеспечения их высокого качества и безопасности. По мнению заказчика, проведение предквалификации способствует минимизации издержек, которые могут возникнуть в случае ненадлежащего исполнения контракта в силу отсутствия у участника необходимого уровня квалификации. Заказчик указал, что данное утверждение содержалось в пояснительной записке к проекту постановления Правительства РФ «Об условиях применения процедуры конкурса с ограниченным участием».
Почему при выборе исполнителя для капитального ремонта нельзя применять конкурс с ограниченным участием?
Комиссия Красноярского УФАС по контролю в сфере размещения закупок не согласилась с доводами заказчика.
Было указано, что согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Участникам закупок запрещено совершать действия, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, например приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Если заказчики не осуществляют закупки у единственного поставщика, то в силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок они должны использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Такие способы указаны в ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе: конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Частью 2 ст. 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Как уже говорилось, ст. 56 Закона о контрактной системе, входящая в число перечисленных статей, как раз оговаривает случаи применения конкурса с ограниченным участием.
Однако комиссия Красноярского УФАС отметила: из вышеприведенных норм следует, что для осуществления заказчиком закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием с использованием случая, предусмотренного законодателем в п. 6 перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1089, необходимо одновременное сочетание двух условий:
— объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также работ, включенных в эту группировку;
— НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн. руб., для обеспечения муниципальных нужд — превышать 50 млн. руб.
То есть и объект закупки, и НМЦК должны соответствовать установленным требованиям. Так ли это в рассматриваемом случае?
Согласно конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ СОШ, а НМЦК составляет 54 986 197 руб. Условие о соответствии цены выполнено. А условие о соответствии объекта?
Является ли выполнение работ по капитальному ремонту школы выполнением работ по капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также работ, включенных в эту группировку? Если да, то способ определения поставщика выбран верно. Однако комиссия Красноярского УФАС указала, что согласно ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ муниципальное детское общеобразовательное учреждение не отнесено к объектам капитального строительства, которые подлежат признанию особо опасными и технически сложными. Работы не могут быть также включены в группировку, поскольку согласно ОКПД «работы строительные» — это класс, а не группировка.
Комиссия пришла к выводу, что заказчик не имел правовых оснований для осуществления закупки «Выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ СОШ» путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Жалоба строительной организации была признана обоснованной.