Режим работы педагога

Данная публикация подготовлена на основе анализа действующего трудового законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих труд работников образовательной сферы. Ключевым документом является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 года номер 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Материал дополнен и актуализирован в соответствии с последними изменениями нормативной базы, включая новую Номенклатуру должностей и актуальные санитарные правила.

Нормативная правовая основа

Для полного понимания регламентации труда педагогических работников необходимо руководствоваться следующими документами:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 214 и другие).
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 года номер 225 «Об утверждении Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (в редакции от 11 июля 2024 года).
  • Приказ Министерства образования и науки России от 11 мая 2016 года номер 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
  • Приказ Министерства образования и науки России от 22 декабря 2014 года номер 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (в редакции от 13 мая 2019 года).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года номер 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»» (в редакции от 30 августа 2024 года).

Общие принципы организации рабочего времени

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возлагается обязанность по обеспечению режима труда и отдыха работников в строгом соответствии с трудовым законодательством. Оптимально выстроенный режим рабочего времени является залогом не только высокой производительности и качества труда, но и главным фактором сохранения здоровья и профессионального долголетия работников.

Специфика труда в образовательных организациях обусловила необходимость разработки специального нормативного документа – Приказа Министерства образования и науки России номер 536. Этот документ устанавливает детализированные правила регулирования режима работы и отдыха для педагогических работников, занимающих должности, указанные в Номенклатуре, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации номер 225.

Режим рабочего времени в каждой конкретной образовательной организации закрепляется в Правилах внутреннего трудового распорядка. Эти Правила разрабатываются с учетом требований трудового законодательства, коллективного договора и следующих особенностей деятельности организации:

  • Режим функционирования организации: работа с круглосуточным пребыванием обучающихся, сезонность, сменность учебных или тренировочных занятий.
  • Установленная продолжительность рабочего времени: нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы для педагогических работников (согласно Приказу номер 1601) и стандартная продолжительность рабочей недели для иного персонала.
  • Фактический объем учебной нагрузки педагогических работников.
  • Время на выполнение иных педагогических обязанностей: воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская деятельность, методическая, подготовительная, организационная работа, работа по ведению мониторинга и другие виды деятельности, предусмотренные должностными обязанностями и индивидуальными планами.
  • Время на выполнение дополнительной работы, осуществляемой за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с обязательным учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, если такой орган существует в организации.

В течение рабочего дня для педагогических и иных работников предусматривается перерыв для отдыха и питания продолжительностью от тридцати минут до двух часов, который в рабочее время не включается. В тех случаях, когда работа осуществляется непрерывно, перерыв для приема пищи не устанавливается, но работникам должна быть предоставлена возможность принять пищу вместе с обучающимися или в специально отведенном помещении.

Особенности режима учителей, преподавателей, тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования

Труд работников, ведущих непосредственную преподавательскую работу, имеет фундаментальную особенность: для него установлены нормы времени только для той части работы, которая связана с проведением учебных занятий. Эта часть является нормируемой и определяется объемом учебной нагрузки, выраженной в астрономических часах.

Нормируемая часть педагогической работы включает в себя:

  • Проводимые учебные и тренировочные занятия.
  • Короткие перерывы между каждым занятием, установленные для обучающихся.

При этом учебная нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей сорока пяти минут. Конкретная продолжительность уроков, парных занятий и перемен регулируется уставом или локальным нормативным актом организации с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Выполнение этой части работы строго регламентируется расписанием занятий.

Другая часть педагогической работы (ненормируемая) включает широкий спектр обязанностей, вытекающих из квалификационных характеристик. Регулирование этого времени осуществляется различными способами:

  • Самостоятельно работником осуществляется подготовка к занятиям, разработка рабочих программ, изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
  • Правилами внутреннего трудового распорядка регламентируется ведение журналов и дневников, организация методической и консультативной помощи родителям.
  • Планами и графиками организации определяется участие в работе педагогических и методических советов, проведение родительских собраний.
  • Графиками и расписаниями регулируется выполнение дополнительной индивидуальной и групповой работы с обучающимися, участие в воспитательных, оздоровительных и творческих мероприятиях.
  • Трудовым договором фиксируется выполнение дополнительных видов работ за дополнительную оплату (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами и другие).
  • Локальными нормативными актами устанавливается порядок дежурств в организации в период образовательного процесса.

Важным элементом организации рабочего времени является регулирование дежурств. График дежурств составляется с учетом режима работы организации и индивидуального расписания каждого педагога. Дежурства не должны быть длительными и не назначаются на дни, когда у педагога отсутствует учебная нагрузка. Привлекать к дежурству можно не ранее чем за двадцать минут до начала занятий и не позднее чем через двадцать минут после окончания последнего занятия.

В периоды, свободные от проведения занятий по расписанию, выполнения обязанностей в организации и дополнительной оплачиваемой работы, обязательное присутствие педагога в организации не требуется. Работнику рекомендуется предоставлять в расписании свободный день для самообразования и повышения квалификации.

Режим работы в каникулярный период и периоды отмены занятий

Каникулярное время, не совпадающее с ежегодным оплачиваемым отпуском педагогического работника, является для него рабочим периодом. В это время педагогические работники выполняют педагогическую, методическую и организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах установленной им до начала каникул учебной нагрузки.

Каникулы также активно используются для повышения квалификации педагогических работников. Режим работы в этот период регулируется локальными актами организации и графиками работ.

Аналогичный подход применяется в периоды вынужденной отмены или приостановки занятий для обучающихся по санитарно-эпидемиологическим, климатическим или иным основаниям. Эти периоды также являются рабочим временем для всего персонала образовательной организации, которые привлекаются к выполнению работ в порядке, установленном для каникулярного времени.

Специфика режима работы профессорско-преподавательского состава и отдельных категорий педагогов

Для профессорско-преподавательского состава вузов и организаций дополнительного профессионального образования рабочее время в пределах тридцатишестичасовой рабочей недели распределяется между учебной, воспитательной, научной, творческой, исследовательской и методической работой. Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием, а научной и иной педагогической работы – правилами внутреннего трудового распорядка, индивидуальными планами и локальными актами.

Особенности регулирования рабочего времени установлены и для других категорий педагогических работников:

  • Педагоги-психологи. Не менее половины их рабочего времени должно отводиться на индивидуальную и групповую консультативную работу. Подготовка к ней, обработка результатов и ведение документации могут осуществляться как в организации, так и за ее пределами.
  • Воспитатели дошкольных образовательных организаций. При двенадцатичасовом пребывании воспитанников и пятидневной рабочей неделе режим работы каждого из двух воспитателей, предусмотренных на группу, выстраивается таким образом, чтобы обеспечить выполнение нормы педагогической работы в тридцать шесть часов в неделю каждым. Это может достигаться за счет одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение шести часов в неделю, замены отсутствующих коллег или выполнения иной педагогической работы.

Заключение

Соблюдение установленных особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников является не только формальным исполнением требований законодательства, но и необходимым условием для создания эффективной, здоровой и профессиональной среды в образовательной организации. Корректное планирование и учет всех составляющих педагогического труда способствуют предотвращению профессионального выгорания, повышают качество образовательного процесса и обеспечивают защиту трудовых прав работников сферы образования.

Вам может также понравиться...