Лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД

лицензирование МДК

На сегодняшний день издано несколько подзаконных актов, которые уточняют положения Жилищного кодекса, а некоторые — существенно дополняют.

 

Принятые нормативные акты

 

Прежде всего перечислим новые нормативно-правовые акты. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (вступило в силу с 07.11.2014) утверждены:

— Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД (далее — Положение о лицензировании);

— Положение о ведении реестра дисквалифицированных лиц;

— Положение об осуществлении контроля за соблюдением органами госжилнадзора требований законов к лицензированию.

Несколькими Приказами Минстроя России, также датированными 28.10.2014 (в их тексте указано, что они вступили в силу с 07.11.2014), утверждены:

— Методические рекомендации по разработке административных регламентов предоставления государственной услуги по лицензированию, исполнения государственной функции по лицензионному контролю, формы документов, используемых при лицензировании (Приказ N 657/пр);

— Методические указания о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии субъекта РФ по лицензированию деятельности по управлению МКД (Приказ N 658/пр);

— Порядок проведения и определения результатов квалификационного экзамена, порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата, порядок ведения реестра аттестатов, форма аттестата, перечень вопросов для проведения квалификационного экзамена (Приказ N 659/пр).

В п. 5 Постановления Правительства РФ N 1110 органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано в двухмесячный срок со дня принятия методических рекомендаций (то есть не позднее 8 января) утвердить административные регламенты по лицензированию и лицензионному контролю для региональных органов государственного жилищного надзора. Кроме того, не позднее 1 января 2015 г. органы власти субъектов РФ должны обеспечить возможность подачи и получения документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Лицензирование невозможно без создания лицензионной комиссии. Это первое, что должны сделать власти региона. Рекомендуемое число членов — 20 человек, рекомендуемый срок полномочий комиссии — три года. Все члены комиссии — физические лица — являются представителями тех или иных организаций (общественных, саморегулируемых организаций, учреждений образования, а также органов власти). Члены комиссии участвуют в ее деятельности на общественных началах.

 

Квалификационный экзамен

 

Следующий шаг — проведение квалификационного экзамена. Его цель — проверка знания претендентами требований законодательства РФ к осуществлению деятельности по управлению МКД. Чтобы УК могла получить лицензию, квалификационный аттестат должен быть у должностного лица (но в нормативных актах не сказано, у какого).

Приказом N 659/пр утверждено 200 вопросов, касающихся всех сфер деятельности УК и даже управления самой организацией. В частности, в перечне есть вопросы на знание Жилищного кодекса, подзаконных актов жилищного законодательства (Правил содержания общего имущества, Правил предоставления коммунальных услуг, Правил осуществления деятельности по управлению МКД), трудового права, санитарных и противопожарных требований, норм об энергосбережении, Кодекса об административных правонарушениях и т.д. На экзамене претенденту будет предложено 100 вопросов, выбранных случайно, на которые нужно ответить за два часа. Пользоваться какими-либо материалами при сдаче экзамена запрещено. Чтобы получить аттестат, требуется правильно ответить минимум на 86 вопросов из 100. Не позднее трех рабочих дней после проведения экзамена составляется протокол, который направляется в орган государственного жилищного надзора не позднее следующего рабочего дня. Аттестат выдает орган госжилнадзора по заявлению претендента. Срок действия аттестата — пять лет, но он может быть аннулирован раньше, в частности, по причине внесения владельца в реестр дисквалифицированных лиц, а также вступления в силу приговора суда, предусматривающего наказание за определенные преступления (за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления). Орган государственного жилищного надзора ведет реестр квалификационных аттестатов на своем сайте в Интернете.

 

Порядок выдачи лицензии

 

Чтобы получить лицензию, соискатель должен представить в орган государственного жилищного надзора в том регионе, где он собирается вести деятельность по управлению МКД, заявление с приложением копий учредительных документов юридического лица, засвидетельствованных в нотариальном порядке, копии квалификационного аттестата должностного лица, описи прилагаемых документов. В заявлении соискатель подтверждает соблюдение лицензионных требований, а также указывает реквизиты документа, который свидетельствует об уплате госпошлины. Орган госжилнадзора получает необходимые сведения от ФНС (данные об организации из ЕГРЮЛ), МВД (информацию об отсутствии неснятой или непогашенной судимости должностного лица заявителя), Федерального казначейства (сведения об уплате госпошлины), Минстроя (информацию об отсутствии данных о должностном лице в реестре дисквалифицированных лиц, отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю). Также согласно пп. «д» п. 5 Положения о лицензировании соискатель, осуществляющий деятельность по управлению МКД на дату обращения с заявлением о получении лицензии, указывает в заявлении сайты в Интернете или официальные печатные СМИ, в которых он раскрывает информацию о своей деятельности согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.

 

К сведению. Расходы на нотариальное освидетельствование копий учредительных документов и уплату госпошлины за получение лицензии для целей бухучета следует квалифицировать как расходы по обычным видам деятельности. Они признаются в текущем периоде без формирования в бухучете актива (расходов будущих периодов), поскольку сама по себе лицензия на управление МКД не приносит экономических выгод организации, а является допуском к определенному виду деятельности (экономические выгоды УК будут приносить расходы на управление МКД). При налогообложении прибыли затраты на удостоверение копий учредительных документов в размере не более 500 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.24 НК РФ) учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 16 п. 1 ст. 264, п. 39 ст. 270 НК РФ, а госпошлина за получение лицензии — на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Эти расходы также учитываются при определении налоговой базы при УСНО (объект налогообложения — доходы минус расходы) согласно пп. 14, 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

 

В силу ч. 1 ст. 194 ЖК РФ орган госжилнадзора рассматривает заявление в срок не более 30 рабочих дней. На оформление приказа о выдаче лицензии (или отказе в ее предоставлении) отводится максимум 45 рабочих дней (с учетом сроков, необходимых для принятия решения лицензионной комиссией). Конкретный срок должен быть прописан в административном регламенте.

 

Порядок ведения реестров

 

Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта РФ согласно ст. 21 Закона N 99-ФЗ и ежемесячно направляет в Минстрой данные, содержащиеся в этом реестре. Минстрой вносит полученные сведения в сводный федеральный реестр лицензий. С 01.05.2015 реестры лицензий будут формироваться и вестись в государственной информационной системе ЖКХ (см. п. п. 15, 16 Положения о лицензировании, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ).

 

Реестр дисквалифицированных лиц также ведет Минстрой на своем официальном сайте, а с 01.05.2015 он будет вестись в государственной информационной системе ЖКХ. Не позднее пяти рабочих дней со дня, когда органу госжилнадзора стало известно о вступлении в силу решения суда об аннулировании лицензии и (или) постановления о дисквалификации, этот орган передает сведения Минстрою. Данные сведения включаются в реестр дисквалифицированных лиц. В настоящее время реестр граждан, к которым применено административное наказание в виде дисквалификации, ведет ФНС (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). С учетом того, что в ЖК РФ нет специального указания на правовые основания для дисквалификации, представляется, что дисквалификация за любое правонарушение (не только в связи с нарушениями в сфере управления МКД) может стать поводом для внесения данных о гражданине в реестр дисквалифицированных лиц, который ведет Минстрой. Минстрой вправе получать данные у ФНС и обязан проверить их у органа госжилнадзора того субъекта РФ, на территории которого вынесено постановление о дисквалификации.

Положение о лицензировании не раскрывает нюансов аннулирования лицензии и прекращения ее действия, отсылая пользователей к Жилищному кодексу (см. п. 12 Положения), а также не освещает вопросов о прекращении деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ (ч. 2 ст. 200 ЖК РФ). Полагаем, что этому вопросу должен быть посвящен отдельный документ.

 

Лицензионные требования

 

Самой значимой нормой Положения о лицензировании следует считать расширение перечня лицензионных требований. Так, лицензионные требования к лицензиату, соискателю лицензии установлены в ч. 1 ст. 193 ЖК РФ. Большая их часть предъявляется к должностным лицам УК. Среди них нет требований к качеству работ и услуг компании. Правительство РФ, воспользовавшись правом, предоставленным ему ч. 1 ст. 8 Закона N 99-ФЗ, установило дополнительные лицензионные требования (п. 3 Положения о лицензировании). Помимо названных в ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату, отнесены:

— соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;

— исполнение обязанностей по договору управления МКД, определенных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

Некоторые эксперты считали, что Правительство РФ не вправе расширять перечень лицензионных требований, указанных в Федеральном законе. Однако из Закона N 99-ФЗ следует противоположное: именно Правительство РФ уполномочено на это. Что же означают приведенные формулировки?

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ Правил содержания общего имущества, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ Правил предоставления коммунальных услуг. Таким образом, лицензионное требование заключается в том, что УК обязана обеспечить качественное выполнение работ и оказание услуг в соответствии с предписаниями нормативных актов (те требования, которые действуют в силу закона независимо от упоминания в договоре управления МКД).

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ договором управления на УК возложены обязанности выполнять по заданию заказчиков работы и оказывать услуги по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в нем лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность. В Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10 Президиум ВАС РФ пояснил: системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в ст. 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, выполняемые и оказываемые УК сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Учитывая этот факт, полагаем, что рассматриваемое лицензионное требование указывает на необходимость для УК выполнять обязательства, предусмотренные договором управления сверх установленных нормативными актами.

Остался открытым вопрос о том, является ли лицензионным требованием выполнение Правил осуществления деятельности по управлению МКД. С одной стороны, произвольно расширять перечень лицензионных требований недопустимо, а в Положении о лицензировании и нормах ЖК РФ, на которые в нем есть ссылки, о Правилах осуществления деятельности по управлению МКД не говорится. Кроме того, в ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение лицензионных требований, нет никаких исключений относительно нарушения указанных Правил (как это сделано относительно нарушения Стандарта раскрытия информации), одновременно санкции за данное нарушение предусмотрены в самостоятельной ст. 7.23.3 КоАП РФ (применяется к УК, осуществляющим деятельность как на основании лицензии, так и без нее в определенных случаях). С другой стороны, это неотъемлемая часть деятельности по управлению МКД наравне с соблюдением Правил содержания общего имущества и Правил предоставления коммунальных услуг. Более того, большинство услуг и работ по управлению тем или иным образом пересекаются с обязанностями, вытекающими из Правил содержания общего имущества и Правил предоставления коммунальных услуг. Кроме того, с 01.05.2015 в отношении УК, действующих на основании лицензии, не будет проводиться государственный жилищный надзор. Если допустить, что соблюдение Правил осуществления деятельности по управлению МКД не является лицензионным требованием, проверка их выполнения не войдет в предмет лицензионного контроля. Тогда неясно, в рамках каких контрольных мероприятий могут быть выявлены такие нарушения в целях применения мер административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ. Совокупность изложенных обстоятельств дает основания сделать вывод о необходимости внесения уточнений в законодательные акты, а пока УК остается ждать лишь действий правоприменителей на местах и соблюдать нормативные требования.

 

Применение мер административной ответственности

 

Расширение перечня лицензионных требований внесло некоторую ясность в вопросы применения мер административной ответственности за нарушение Правил содержания общего имущества и Правил предоставления коммунальных услуг.

Когда проверяющие выявляют нарушение лицензионных требований, они выносят предписание об их устранении (п. 13 Положения о лицензировании). Невыполнение предписания об устранении нарушения лицензионных требований влечет административную ответственность согласно ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ (установлены очень жесткие санкции). Заметим, что это касается всех лицензионных требований, в том числе в части раскрытия информации об управлении МКД.

Непосредственно за выявленное нарушение лицензионных требований грозит более суровое наказание (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ), нежели за аналогичные нарушения, совершенные организациями, которые осуществляют деятельность без лицензии на законных основаниях (ст. ст. 7.22, 7.23 КоАП РФ). Ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ применима лишь к лицензиатам (УК, осуществляющим деятельность на основе лицензии). Если по тем или иным причинам УК, лишившаяся лицензии, в силу закона обязана управлять МКД, она является субъектом ответственности по ст. ст. 7.22, 7.23 КоАП РФ.

При привлечении УК и ее должностных лиц к административной ответственности надлежит руководствоваться положениями КоАП РФ о вине:

— юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1);

— должностное лицо привлекается к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4), по форме вины правонарушения бывают совершенными умышленно и по неосторожности (ст. 2.2).

 

Лицензионный контроль

 

Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (см. рекомендуемую форму административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю, утвержденную Приказом N 657/пр). Таким образом, как только УК получит лицензию, в ее отношении может осуществляться лицензионный контроль для проверки соблюдения ею лицензионных требований, названных в п. 3 Положения о лицензировании.

Фактически те же самые требования являются предметом государственного жилищного надзора (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ). Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ в редакции, которая начнет действовать с 01.05.2015, государственный жилищный надзор не будет осуществляться в отношении УК, управляющих МКД на основании лицензии. Если лицензии нет, но организация управляет домами на основании закона или в его нарушение, проверяющие осуществляют государственный жилищный надзор, а не лицензионный контроль.

Обратим внимание: из Приказа N 657/пр следует, что в рамках лицензионного контроля предусматривается специальный порядок проведения административной процедуры проверки соблюдения лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Особенностью является то, что это систематический мониторинг информации, поэтому контрольные мероприятия проводятся инспектором перед составлением акта систематического наблюдения и анализа как минимум дважды с временным интервалом.

* * *

Правительство РФ и Минстрой начали издавать подзаконные акты, необходимые для реализации системы лицензирования деятельности по управлению МКД. К этому процессу должны подключиться и региональные власти. Основным новшеством, представленным в Положении о лицензировании, следует считать включение в состав лицензионных требований обязанности УК по соблюдению следующих из нормативных актов и установленных договором управления требований к содержанию общего имущества и предоставлению коммунальных услуг.

Вам может также понравиться...