Работа врачей в призывных комиссиях по заявкам военкоматов

обязанности врача

Пунктом 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, предусмотрена обязанность руководителей медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделять специалистов (врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием) по заявке начальника отдела военного комиссариата.

В статье ответим на некоторые вопросы, связанные с исполнением медицинской организацией данной обязанности.

Может ли врач отказаться работать в военкомате?

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона N 323-ФЗ <1> граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном ст. 61 данного Закона. В целях определения годности к военной службе проводится военно-врачебная экспертиза (п. 1 ч. 1 ст. 61 Федерального закона N 323-ФЗ).

На практике часто бывает, что врачи — сотрудники учреждения здравоохранения совсем не рады тому, что им придется работать в военкомате. Во-первых, это может быть связано с тем, что медицинскому работнику приходится тратить больше времени на проезд к месту нахождения военкомата. Во-вторых, сотрудник может быть вынужден нести некоторые потери в части оплаты труда.

Из ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон N 53-ФЗ) следует, что в данном случае речь идет об исполнении предусмотренной законодательством обязанности. Однако заявка приходит не к конкретному врачу (в результате чего возникла бы его обязанность как гражданина), а в учреждение здравоохранения.

Далее врач выполняет распоряжение руководства медицинской организации. Актуальным является вопрос о том, какие меры принуждения можно применить к сотруднику, который уклоняется от исполнения этого распоряжения.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

О возложенных на врача трудовых обязанностях можно говорить, только если данные обязанности зафиксированы в соглашении между сотрудником и работодателем. Это обстоятельство необходимо учитывать при организации работы по оформлению кадровых документов.

Как быть, если сотрудник медицинского учреждения просит работодателя возместить затраты на проезд к месту нахождения военного комиссариата?

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы возмещаются:

— расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья;

— расходы на оплату проезда в другую местность и обратно;

— командировочные расходы.

При этом определение понятия «другая местность» в Законе не приводится, в связи с чем на практике могут возникать вопросы о том, что следует понимать под другой местностью, отдаленным районом и относятся ли слова «другая местность» к месту нахождения работодателя (учреждения здравоохранения) или месту жительства сотрудника.

На наш взгляд, рассматриваемые правоотношения, по сути, находятся на стыке регулирования трудового и административного законодательства. Поэтому вполне допустимо применять к ним разъяснения, которые касаются вопросов трудового права.

Так, в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Поэтому если военкомат находится в том же населенном пункте (хотя бы и в отдаленном районе), то об оформлении командировки и возмещении расходов на проезд речи не идет.

Как оплатить период работы в военкомате?

Существует два подхода к квалификации периода работы врача в военкомате.

Первый основан на суждении, что работа в военкомате представляет собой осуществление обычной трудовой функции по той же специальности, хотя и не по месту нахождения работодателя. Сторонники этой точки зрения полагают, что за период работы в военкомате заработную плату врачу нужно начислять в том же порядке, что и за период работы в учреждении здравоохранения.

Второй подход предполагает, что врачей и медицинский персонал следует считать гражданами, участвующими в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности. То есть речь идет о государственной обязанности. Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, установлены в ст. 170 ТК РФ.

В соответствии с нормами данной статьи работодатель обязан освобождать сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Данный подход представляется более обоснованным, и логичнее начислять за период работы в военкомате средний заработок.

Актуальным является вопрос о том, как оплатить период работы врача в военкомате, если продолжительность такой работы в течение дня составляет несколько часов, то есть если после окончания периода работы в военкомате врач возвращается в медицинское учреждение и продолжает свою обычную трудовую деятельность.

В такой ситуации нужно отдельно рассчитать заработную плату за период работы в военкомате (из расчета среднего заработка) и за период деятельности по основному месту работы.

Обратите внимание на следующее существенное обстоятельство. Согласно нормам законодательства средний часовой заработок рассчитывается в случае установления сотруднику суммированного учета рабочего времени (п. 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение N 922)). Во всех остальных ситуациях исчисляется средний дневной заработок.

Поэтому, если врач отработал в военкомате всего несколько часов, сначала нужно рассчитать средний дневной заработок, а затем — средний часовой заработок, из которого производится оплата времени работы в военном комиссариате.

Напомним, что в соответствии со ст. 139 ТК РФ расчет среднего заработка сотрудника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за сотрудником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).

Пример 1. Со 2 по 5 июня 2014 г. врач медицинского учреждения привлекался к исполнению обязанностей в военном комиссариате с 9 до 11 часов каждый день.

Согласно трудовому договору работнику установлена 36-часовая рабочая неделя. В период со 2 по 5 июня сотрудник к 13 часам приезжал в поликлинику (к месту постоянной работы), где осуществлял прием больных до конца рабочего дня. Трудовым договором работнику установлены оклад в размере 5000 руб. в месяц и ежемесячная премия в сумме 20% оклада.

Рассчитаем оплату часов работы в военкомате.

В июне 2014 г. 21 рабочий день. Предположим, что дней отсутствия на работе по причине болезни, нахождения в отпуске и т. п. у медицинского работника не было, а заработная плата за расчетный период (для целей исчисления среднего заработка) — с 1 июня 2013 г. по 31 мая 2014 г. — составила 200 000 руб.

В расчетном периоде 248 рабочих дней. Расчетный период отработан врачом полностью.

Средний дневной заработок сотрудника составит 806,45 руб. (200 000 руб. / 248 дн.).

За часы работы в военкомате сотруднику полагается плата в размере 896,06 руб. (806,45 руб. / 7,2 ч x 8 ч).

Как вести учет рабочего времени в период работы врача в военкомате?

Данный вопрос тесным образом связан с предыдущим.

В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Учет времени осуществляется в табеле, форма которого утверждена Приказом Минфина России N 173н <2>. Дни отсутствия сотрудника на рабочем месте по причине исполнения им государственных обязанностей обозначаются кодом «Г» (государственные обязанности). Количество отработанных часов в табеле не указывается.

Как компенсируются затраты из военкомата?

Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями в связи с исполнением данного Закона, является расходным обязательством Российской Федерации, исполнение которого осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее — Порядок N 704).

Названный документ предусматривает, что расходы учреждения здравоохранения, связанные с выплатой среднего заработка врачам, работавшим в военном комиссариате, компенсируются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны.

Компенсация выплачивается на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения поименованных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии таких документов (п. п. 4, 5 Порядка N 704).

Важно ответить на два вопроса:

1) какие именно затраты компенсирует военкомат;

2) какие именно документы подтверждают фактический размер расходов медицинского учреждения?

Компенсации подлежат расходы, связанные с выплатой среднего заработка медицинскому персоналу (с учетом страховых взносов), возмещением расходов на их переезд в другую местность и обратно, наем (поднаем) жилья, а также командировочных расходов (суточных) в случае участия работников в следующих мероприятиях (пп. 3 п. 2 Порядка N 704):

— в медицинском освидетельствовании граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы;

— в медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы;

— в контрольном медицинском освидетельствовании граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.

Актуальным является вопрос: подлежат ли компенсации военными комиссариатами расходы учреждений здравоохранения на оплату дополнительного объема работы в связи с тем, что врачи участвуют в нескольких комиссиях?

К сожалению, ответ на данный вопрос отрицательный. Типичной ошибкой практикующих специалистов является не совсем верная интерпретация отношений по работе врачей в военкомате. Вопроса о каком-либо совмещении, которое согласно нормам трудового законодательства должно оплачиваться в повышенном размере, в данной ситуации не возникает. Отношения между врачом-специалистом и военным комиссариатом и отношения между военным комиссариатом и учреждением здравоохранения находятся вне сферы регулирования трудового права.

В нормативно-правовых актах сказано только, что из бюджета компенсируются суммы среднего заработка, начисленного в пользу работника (п. п. 4, 5 Порядка N 704). Как мы упоминали выше, средний заработок исчисляется в соответствии с Положением N 922. В данном документе ничего не сказано о дополнительной компенсации за участие в нескольких комиссиях.

Что же касается документов, которые работодатель должен предъявить для компенсации расходов, то их перечень в Порядке N 704 отсутствует. Особенности рассматриваемой ситуации позволяют сделать вывод, что расходы должны быть подтверждены заверенными в установленном порядке копиями табеля учета рабочего времени, расчета среднего заработка, платежной ведомости.

За счет каких источников начислять заработную плату врачам?

На практике возможна задержка в получении учреждением здравоохранения компенсации.

Довольно часто у специалистов учреждений возникает вопрос: можно ли оплатить врачам период работы в военкомате за счет средств ОМС с последующим их восстановлением? В арбитражной практике есть решения, подтверждающие, что такая выплата не может расцениваться в качестве нецелевого расходования средств (см. Постановление ФАС ПО от 17.09.2013 N А55-31800/2012).

Дело в том, что средний заработок в данной ситуации выплачивается за счет средств работодателя. При этом нормы действующего трудового законодательства РФ не определяют источника выплаты таких средств у работодателя — учреждения здравоохранения. Затраты медицинского учреждения на выплату компенсации подлежат последующему возмещению работодателю в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 704.

Закон либо иной нормативный акт не определил конкретного источника финансирования выплаты медицинским учреждением компенсации среднего заработка работникам, имеющим право на получение такой компенсации в связи с исполнением ими государственной обязанности, до последующего возмещения расходов на выплату такой компенсации медицинским учреждением из федерального бюджета. При этом законодатель возложил на медицинское учреждение как на работодателя обязанность по выплате такой компенсации в соответствии с Трудовым кодексом. Поэтому выплата денежной компенсации с указанием источника финансирования за счет средств ФОМС с последующим восстановлением израсходованных средств на счете ОМС не может быть квалифицирована как нецелевое расходование средств государственного внебюджетного фонда с последующим принятием мер бюджетного принуждения в виде изъятия соответствующих денежных средств и наложения штрафа.

Вместе с тем обратим ваше внимание на тот факт, что само по себе наличие подобной судебной практики подтверждает, что у проверяющих инстанций подобный подход может вызвать возражения. Применять его стоит с известной степенью осторожности.

При этом законодательство не запрещает осуществлять расходы за счет других источников, в частности за счет средств от приносящей доход деятельности.

Также довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос о том, можно ли оплачивать данные расходы (до получения возмещения из бюджета) за счет средств субсидий на выполнение государственного задания.

Ответ на него зависит от того, согласовано ли применение подобного порядка с учредителем. По нашему мнению, в нормах законодательства препятствий нет.

Как отразить выплаты врачам и компенсацию расходов в учете?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы учреждения здравоохранения на выплату среднего заработка работникам за время проведения ими медицинского освидетельствования граждан относятся на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Выплаченная работникам сумма среднего заработка и начисленные на нее страховые взносы подлежат компенсации военным комиссариатом за счет средств федерального бюджета. При этом сумма указанной компенсации является доходом учреждения и отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Пример 2. Бюджетное учреждение здравоохранения по заявке военного комиссариата в 2014 г. направляет врачей для проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу. Сумма среднего заработка за период работы в военкомате составляет 10 000 руб. До получения компенсации из бюджета данная сумма выплачена (из кассы) за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

В дальнейшем военный комиссариат компенсировал учреждению сумму среднего заработка и начисленные страховые взносы в размере 3020 руб.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена сумма среднего заработка сотрудникам за период работы в военкомате 2 109 60 211 2 302 11 730 10 000
Начислена сумма страховых взносов 2 109 60 213 2 303 02 730

2 303 06 730

2 303 07 730

2 303 10 730

3020
Удержан НДФЛ 2 302 11 830 2 303 01 730 1300
Выплачена сумма среднего заработка сотрудникам 2 302 11 830 2 201 34 610 8700
Предъявлена военному комиссариату сумма расходов, подлежащая возмещению 2 205 31 560 2 401 10 130 13 020
Получено возмещение расходов из бюджета 2 201 11 510 2 205 31 660 13 020
Отражена сумма возмещения на забалансовом счете 17 13 020

Аналогичный вывод был сделан в Постановлениях ФАС ВВО от 31.01.2014 N А29-7650/2012, от 28.01.2014 N А29-7701/2012, ФАС ЗСО от 26.04.2013 N А46-27902/2012, ФАС УО от 07.05.2013 N Ф09-2841/13, от 22.04.2013 N Ф09-3063/13.

<**> Что касается НДФЛ, то прямого указания на освобождение от обложения данным налогом среднего заработка, выплаченного работнику, проходящему военные сборы, Налоговый кодекс не содержит. Кроме того, финансисты говорят, что рассматриваемая выплата подлежит налогообложению. В частности, в Письме от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13 разъяснено, что в соответствии с п. 29 ст. 217 НК РФ от обложения НДФЛ освобождены доходы лиц, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения ими военных сборов. При этом суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы (учебы) на время призыва на военные сборы, в данном перечне не указаны. Поэтому со среднего заработка необходимо уплатить налог.

Смотрите также: