Организация спортивной подготовки

работа тренера

В одной из статей мы уже упоминались Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в РФ (далее — Рекомендации), доведенные Письмом Минспорта России от 12.05.2014 N ВМ-04-10/2554. В продолжение разговора расскажем об обеспечении деятельности учреждения, занимающегося спортивной подготовкой. Что нужно для того, чтобы спортсмены были первыми на пьедесталах?

Какое место занимают Рекомендации в правовом поле?

При работе с документом всегда важно определить его место в нормативно-правовой базе, так как от этого нередко зависит его применение (обязательное или рекомендательное), а также использование иных разъясняющих актов.

Если обратиться к Закону о физической культуре и спорте в РФ <1>, то в нем практически не упоминается словосочетание «спортивная подготовка». Сказано лишь о том, что представляет собой программа спортивной подготовки. Это поэтапный план подготовки физических лиц по виду спорта (спортивным дисциплинам), определяющий основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанный и реализуемый организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов такой подготовки. Сегодня почти по всем видам спорта утверждены данные стандарты. В них есть практически все, что касается спортивной подготовки, при этом мало внимания уделено организации этого мероприятия. Отчасти это общий для всех видов спорта вопрос, поэтому, чтобы не загромождать стандарты спортивной подготовки, отраслевое ведомство рационально решило вынести это в отдельный документ — рассматриваемые в статье Рекомендации.

Возникает вопрос: обязательны или не обязательны они к применению спортивными учреждениями? С одной стороны, статус письма говорит о том, что Рекомендации не являются обязательным актом, тем более что они приняты не в целях реализации какой-либо конкретной нормы Закона о физической культуре и спорте в РФ, а в целях обеспечения единства основных требований к организации спортивной подготовки. То есть это не подзаконный акт прямого действия. С другой — за неимением ничего лучшего «необязательность» Рекомендаций приобретает характер добровольно-принудительного документа (как, например, это происходит с письмами финансового регулятора — Банка России, разъяснения которого кредитные организации принимают практически к обязательному исполнению). Сказанное подтверждает и то, что Рекомендации предназначены для широкого круга пользователей: начиная от органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и заканчивая руководителями и специалистами организаций, осуществляющих спортивную подготовку. В частности, Рекомендации предлагаются как основа при разработке нормативных правовых актов публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и локальных нормативных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Таким образом, есть все основания как минимум изучить данный документ, а применять его или нет — решать тому, кто отвечает за спортивную подготовку в учреждении физической культуры и спорта, а также в иных спортивных организациях.

Выделяем нужное

Минспортовские Рекомендации достаточно объемный документ, и изучать его у бухгалтера спортивного учреждения нет ни сил, ни времени. Поэтому из него следует выделить то, что может представлять определенный интерес для финансового работника. Ниже на схеме представим основные разделы Рекомендаций, описанные в содержании.

Из обозначенных разделов к бухгалтеру в первую очередь имеет отношение раздел, посвященный формированию системы оплаты труда работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Еще один «бухгалтерский» раздел — обеспечение деятельности тех, кто проводит такую подготовку. Это не только материально-техническое обеспечение, но и иные его виды, которые также требуют отвлечения ресурсов, в том числе и финансовых, за которые отвечает бухгалтер. Все остальные разделы больше связаны именно с организационными и техническими вопросами, поэтому их рассматривать не будем.

Каковы виды обеспечения спортивной подготовки?

Учреждения, осуществляющие спортивную подготовку, участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок.

Кадры решают все

Для многих учреждений и организаций актуален данный девиз работодателя. Кадровое обеспечение начинается с составления и проработки штатного расписания. Внесение в него дополнений, а также согласование приема на работу конкретных работников (в том числе заместителей директора, главного бухгалтера) учредителем учреждения законодательством не предусмотрено. Эти вопросы входят в компетенцию руководителя (директора) учреждения, осуществляющего спортивную подготовку. В то же время предельную штатную численность тренерского состава рекомендуется определять на основании сводного плана комплектования организации, осуществляющей спортивную подготовку, утверждаемого учредителем и сформированного на основе планов комплектования по каждому виду спорта отдельно. А в целях стандартизации подходов к определению штатной численности и формирования единых подходов к организационной структуре учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, чиновники в Рекомендациях предложили специальную пошаговую методику.

Важную роль при работе с кадрами играют повышение квалификации и профессиональная подготовка (переподготовка) работников. Такие мероприятия учреждением физической культуры и спорта планируются самостоятельно. При этом повышение квалификации педагогических работников следует проводить не реже одного раза в три года, иных специалистов — не реже чем один раз в четыре года, а для руководителей (их заместителей) спортивных учреждений — не реже чем один раз в пять лет. Лучше разработать локальный акт (положение о повышении квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке персонала), в котором предусмотреть количество работников, направляемых на обучение за счет средств бюджета, категории работников, которые могут обучаться по собственной инициативе и за свой счет.

Стоит сказать несколько слов о таком мероприятии, как аттестация. Она проводится с целью установления соответствия работника занимаемой должности, а также присвоения квалификационных категорий. Минспорт рекомендует устанавливать традиционно сложившиеся в системе спортивной подготовки следующие квалификационные категории тренеров и инструкторов-методистов, не являющихся педагогическими работниками: вторая, первая, высшая. Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования. Минспорт даже представил Рекомендуемый образец для разработки положения об аттестации работников (см. Приложение 2 к Рекомендациям).

Аттестация работников призвана способствовать повышению уровня профессионального мастерства и компетенции, квалификации, улучшению качества и эффективности работы руководителей, тренерского состава и других работников, оптимальной расстановке кадров. При этом лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Это тоже следует учесть при проведении аттестации сотрудников спортивного учреждения.

Финансы решают не меньше

Финансовое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, производится за счет субсидий, выделяемых на выполнение государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) услуг, и включает расходы на реализацию программ спортивной подготовки. При этом чиновники допускают, что спортивные учреждения, как некоммерческие организации, могут заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, в том числе оказывать платные услуги (сверх установленного учредителем задания).

Денежные средства, получаемые в результате коммерческой деятельности, могут поступать в спортивное учреждение в результате:

— оказания платных услуг;

— добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц;

— целевого финансирования в виде грантов.

При этом осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности возможно лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых организация, осуществляющая спортивную подготовку, создана. Проще говоря, дополнительные поступления учреждение вправе расходовать на проведение спортивных мероприятий, то есть, как и субсидии, на выполнение задания учредителя, а именно:

— на функционирование и развитие организации;

— на осуществление тренировочного процесса, включая командирование лиц на спортивные соревнования, тренировочные сборы;

— на приобретение спортивного оборудования, инвентаря и спортивной экипировки;

— на приобретение предметов хозяйственного пользования;

— на материальное стимулирование лиц, осуществляющих спортивную подготовку (различные виды надбавок и доплат лицам, осуществляющим тренировочный процесс).

Исключение составляют целевые средства, полученные в виде грантов, которые спортивные учреждения используют согласно определяемым грантодателем условиям.

Когда средства на организацию спортивной подготовки поступают из двух источников, возникает вопрос, в каком процентном отношении следует распределить финансирование. Можно, конечно, сделать это по факту, однако выручку от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности заранее определить сложно. Поэтому чиновники Минспорта предлагают для каждого этапа спортивной подготовки рекомендуемое соотношение обеспечения за счет государственного (муниципального) задания и иных средств, получаемых спортивным учреждением (таблица 1 разд. 2.3 Рекомендаций). Интересно, что этапы высшего спортивного мастерства финансируются в основном за счет бюджетных источников, в то время как на этапы начальной спортивной подготовки следует изыскивать деньги из внебюджетных источников. Такое распределение средств можно объяснить тем, что для спорта высших достижений следует предусматривать гарантированное бюджетное финансирование, в то время как иные источники рассматриваются как дополнительное финансирование.

Без науки тоже не обойтись

Научно-методическое сопровождение спортивной подготовки является важной составной частью деятельности учреждений физической культуры и спорта. Здесь одними программами спортивной подготовки не обойтись. Чиновники Минспорта призывают региональные власти к созданию центров подготовки спортивного резерва или центров физической культуры и спорта. Помимо основной (спортивной) деятельности они могут заниматься внедрением новых технологий в тренировочный процесс, совершенствованием методической деятельности в сфере физической культуры и спорта, а также апробацией пилотных и экспериментальных программ спортивной подготовки.

В целях организации обследования спортсменов и наблюдений за тренировочным процессом, а также отбора спортивно одаренных детей, юношей и девушек могут создаваться иные, консультационно-аналитические, центры. Они будут обследовать дарования путем тестирования. Вступительное тестирование будет подразумевать анализ исходных показателей, природных данных будущего спортсмена. Следующее, оценочное, тестирование затрагивает уже процесс тренировочной деятельности (в предсоревновательный и восстановительный периоды подготовки). Остается основное тестирование, которое проводится непосредственно в соревновательном периоде (на данном этапе путем моделирования ситуации на контрольных стартах, прогонах, спаррингах, то есть при работе спортсменов в зоне соревновательной интенсивности).

Остается добавить, что анализ результатов тестирования и работы названных центров (физической культуры и спорта и консультационно-аналитического) поможет тренерскому составу в оценке эффективности тренировочного процесса, в своевременном внесении корректив в программы спортивной подготовки и в совокупности с показателями соревновательной деятельности в оценке перспективности спортсменов.

А как же материально-техническое обеспечение?

Общие условия к материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, устанавливаются федеральными стандартами спортивной подготовки по каждому виду спорта. В то же время по отраслевому Закону спортивному учреждению следует позаботиться об оборудовании, спортивном инвентаре, экипировке (формы и обуви) для прохождения спортивной подготовки. Также в качестве материально-технического обеспечения нужны административные и подсобные помещения, медицинский пункт и методические кабинеты, спортивные объекты в объеме, необходимом для качественного проведения тренировочного процесса.

На заметку. Нормативы материально-технического обеспечения спортивного учреждения есть в федеральных стандартах спортивной подготовки и в отраслевых актах <2>.

При отсутствии собственных спортивных сооружений у организации, осуществляющей спортивную подготовку, ее учредителю рекомендуется предусмотреть соответствующее финансирование расходов на аренду (использование) необходимых спортивных сооружений. С учетом специфики работы и в целях эффективного обеспечения спортивной подготовки учреждения, осуществляющие спортивную подготовку, могут иметь специализированный автотранспорт. Нормативы расходов на содержание и эксплуатацию автотранспорта рекомендуется отразить в приказе об учетной политике учреждения с учетом специфики его деятельности.

В здоровом теле — здоровый дух

Медицинское обеспечение спортивной подготовки осуществляется штатными медицинскими работниками и (или) работниками врачебно-физкультурных диспансеров (отделений). Порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н. В организациях, осуществляющих спортивную подготовку, могут оборудоваться медицинские пункты, кабинеты спортивной медицины, лечебной физкультуры, физиотерапии, массажа, процедурные.

Обязательным условием допуска любого лица к спортивной подготовке является прохождение медицинского осмотра (п. 1 ст. 34.5 Закона о физической культуре и спорте в РФ). Но этого мало, спортивному учреждению не обойтись без проведения углубленного медицинского обследования спортсменов не менее двух раз в год. А перед участием в спортивных соревнованиях, после болезни или травмы понадобятся дополнительные медицинские осмотры. Важны и врачебно-педагогические наблюдения в процессе спортивной подготовки с целью определения индивидуальной реакции спортсменов на тренировочные и соревновательные нагрузки.

Еще один важный элемент обеспечения сохранения здоровья спортсменов — контроль за их питанием и использованием ими восстановительных средств, за выполнением рекомендаций медицинских работников. Не секрет, что от правильного питания (возмещения энергозатрат) во многом зависят результаты спортсменов. При заключении договоров (контрактов) на поставку продуктов питания в столовые заказчикам целесообразно установить в договорах целевое назначение поставляемой продукции — для организации спортивного питания и упомянуть о недопустимости использования при изготовлении продукции сырья, запрещенного для использования в спортивном питании.

Питанием спортсмены обеспечиваются за счет средств, выделенных на выполнение государственного (муниципального) задания, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке. Для организации питания (возмещение энергозатрат) рекомендуется рассчитывать среднюю суточную стоимость питания одного спортсмена по Рекомендуемой методике (Приложение 6 к Рекомендациям). В целях обеспечения правильности составления рационов питания, осуществления контроля за приготовлением блюд спортивному учреждению нужно предусмотреть в штатном расписании должность врача-диетолога (медицинской сестры диетической).

Запрещается допускать зависимость рациона питания спортсменов от результатов их выступлений на соревнованиях и (или) других субъективных показателей. При этом для спортсменов, проходящих специализированную спортивную подготовку, следует устанавливать рацион питания в зависимости от расчетных энергозатрат и циклов тренировочной нагрузки с учетом медицинских показаний. Для спортсменов с большими физическими габаритами в период интенсивной спортивной подготовки по медицинским показаниям рацион питания следует увеличивать в пределах полуторной нормы.

* * *

Подведем итог. Организация спортивной подготовки — сложный и многогранный процесс, в котором участвуют все работники учреждения физической культуры и спорта. Финансовому сотруднику нужно обратить внимание на то, что связано с финансированием и расходованием денежных средств, в частности на обеспечение организации спортивной подготовки. Поэтому задача бухгалтера — предусмотреть средства на все виды обеспечения, спланировав расходование денег из бюджета и внебюджетных источников.

Вам может также понравиться...