Коллективный договор, соглашения: ответственность за нарушение или невыполнение

коллективный договор

Согласно ст. 55 Трудового кодекса Российской Федерации лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Привлечение лиц (работодателей, их представителей, должностных лиц организаций), виновных в нарушении трудового законодательства, к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Согласно части 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Несмотря на то что Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) декларируется привлечение к ответственности за виновное нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, и представителей работодателей, и представителей работников, ст. 5.31 КоАП РФ предусмотрено, что субъектом соответствующего административного правонарушения может являться исключительно работодатель или лицо, его представляющее.

Согласно положениям ст. 40 ТК РФ коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

При этом согласно части 3 ст. 36 ТК РФ лица, представляющие интересы работодателей, а также организации или органы, созданные либо финансируемые работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, не вправе вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры от имени работников.

В соответствии с частью 1 ст. 45 ТК РФ соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и др.

В ходе контроля со стороны работников или органов по труду за выполнением коллективного договора, соглашения могут быть выявлены нарушения или невыполнение работодателем условий коллективного договора, соглашения.

В силу ст. 13 и 19 Федерального закона от 12.01.96 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом (глава 61 ТК РФ) (постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.09.08 г. по делу N А56-24601/2007, ФАС Северо-Западного округа от 15.04.08 г. по делу N А56-24620/2007).

Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами (постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.07 г. N 4-2 "О внесении изменений и дополнений в типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда").

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

Главой 58 ТК РФ предусмотрено также право на защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.

Статья 370 ТК РФ закрепляет право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров и соглашений.

В случае если профсоюзными организациями были выявлены нарушения трудового законодательства, члены этой организации имеют право выйти с требованием к работодателю их устранить.

Работодатель в свою очередь обязан в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Статья 55 ТК РФ предусматривает установление административной ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в действиях, так и бездействии, направленных на нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.

В данном случае субъектом ответственности по указанной статье являются работодатель или лицо, его представляющее.

С субъективной стороны нарушение или невыполнение обязательств характеризуется тем, что виновное лицо действовало умышленно, но возможны ситуации проявления небрежности, т.е. вины в форме неосторожности.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами Федеральной инспекции труда, которые наделены полномочиями по государственному надзору и контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства.

 

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.